Анна Янн (annieyann) wrote in history_of_art,
Анна Янн
annieyann
history_of_art

Categories:

История одного... (не-)сюрреалиста. Противоречивая сочетаемость в картинах Поля Дельво.

Оригинал взят у annieyann в История одного... (не-)сюрреалиста. Противоречивая сочетаемость в картинах Поля Дельво.

Важно! Статья лишена объективности и совершенно романтизирована вследствие глубокой душевной близорукости автора.


    Спящая Венера. 1944

Глядя на пассивных, статичных девушек на его картинах, меланхолично смотрящих в бесконечную даль, и не скажешь, каким целеустремлённым мог быть этот человек.

Старший сын в весьма обеспеченной фламандской семье, он с детства знает свою участь: стать адвокатом, как и отец. Желаниям и мечтам будущего художника внимания не уделяют совершенно, зато изучение греческого языка, латыни и «высокой» литературы ясно говорит о планах родителей. Масла в огонь подливает и постоянное соперничество с младшим братом — любимцем семьи и «идеальным сыном».

Самое значительное влияние на жизнь Поля оказывает его мать — решает, что он будет учить, как проводить время, в кого влюбляться. Эта строгость, эти ограничения и отсутствие выбора, «золотая клетка», в которой Дельво приходится жить, навсегда поселятся в его работах. После. В дни же материнского гнёта юноша усердно готовится к поступлению на юридический курс и только в мечтах помышляет о художественном поприще.

Правда, никакие планы родителей не могут соперничать с Господином Случаем (повлиявшим на Дельво не раз, и не два). На один из праздников молодому Полю дарят роман «Путешествие к центру Земли». Невероятные приключения, волнения и романтизм книг Жюля Верна так захватывают юношу, что он наотрез отказывается принимать выбранную не им судьбу и поступать в юридическую школу.
       Как отсылка и благодарность к книгам, переменившим жизнь художника, в его картинах позже станут появляться мужчины, словно сошедшие со страниц романов Жюля Верна: хорошо одетые учёные мужи, занятые обсуждением проблем немалого масштаба.

     

        Ожидание. 1939

     

        Школа учёных. 1958

После долгих убеждений, увещеваний и скандалов родителям приходится пойти на уступки и разрешить сыну учиться в Брюсселе в Королевской Академии изящных искусств. Но тут стремиться к компромиссу необходимо уже Полю — вместо класса живописи он поступает на архитектурный факультет.

С самых первых студенческих дней Дельво гораздо больше времени отводит обучению рисунку, чем архитектуре. Случайная встреча с художником Франсом Куртаном полностью утверждает Поля в правильности выбранного решения: Куртан, после знакомства с акварелями Дельво, настоятельно советует тому заняться живописью.

Результаты же экзаменов на архитектурном факультете оказываются катастрофическими. Не смотря на угрозы родителей, уже через год после поступления в академию молодой художник переходит в класс живописи Констана Монталя.

Архитектура, тем не менее, навсегда останется источником вдохновения для Дельво: нередко в его работах строения занимают ведущие роли и зачастую выглядят значительно более живыми, чем помещённые рядом с ними женские силуэты.

      Рождение Венеры. 1947


  Ночные красавицы. 1962

      Впрочем, не всё так гладко. Отвоевав самую большую страсть своей жизни, любовь к живой женщине Дельво сохранить не может. В 1920 году мать вынуждает Поля расстаться с его возлюбленной Анн-Мари и предлагает ему новую кандидатку на роль жены — благочестивую и благонравную Сюзанну Прюнал, на которой Дельво всё же женится.

С середины 20х годов, после разрыва с Анн-Мари художник испытывает сильное влияние фламандских художников Константа Пермеке и Густава де Смета с их особенными концепциями написания человеческого, в том числе обнажённого, тела. Картины самого Поля в этот период наполнены ландшафтами, городской архитектурой и силуэтами обнажённых людей, но выполнены они, скорее, в реалистичной манере.



     На море. 1934

В середине 20х годов (по другим версиям — в начале 30х годов ХХ века) Поль знакомится с работами Джорджо де Кирико. Своеобразные, пустынные, ирреальные картины итальянского художника меняют взгляд Дельво и на собственный стиль.

Вот, что пишет сам Дельво о де Кирико: «Благодаря ему я осознал возможности выражения, атмосферу, которую следовало выразить, атмосферу молчаливых улиц с тенями людей, которых нельзя увидеть, и я никогда не спрашивал себя – является ли это сюрреализмом или нет.»

 
        Дж де Кирико. Песнь любви. 1914    / Дж. де Кирико. Предсказатель. 1916

    В начале 30х годов умирает мать Дельво, В 37м году — отец. Художник, словно освобождённый от неусыпного гнёта, резко порывает с реализмом, уничтожает большую часть своих картин (почти 100 экземпляров) и полностью погружается в сюрреализм. Выбор этого стиля усиливает также знакомство Поля с такими известными художниками, как Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Рене Магритт. С последним Дельво сближается особенно, принимая его своеобразную манеру неожиданных сочетаний в предметах и антураже, а также строгий стиль отрисовки.

 

Р. Магритт. Любовная перспектива 1939  / Р. Магритт. Сын человеческий. 1964

Одним из сильнейших впечатлений, повлиявших на стиль Дельво, стало посещение на брюссельской ярмарке гастролирующего Музея Медицинских курьёзов. «Живая» картина выставленных в окно скелетов и механической Венеры — всё на фоне красных бархатных штор — поселится на многих полотнах художника, раскрывая новые грани его стиля: смерти и красоты, желания и ужаса, философии и таинственной мистики.


     

    Лунный город. 1944


  Распятие. 1951-1952

В 30-40е годы Дельво становится популярен в художественных кругах. Вместе с Магриттом он выставляет свои работы во Дворце изящных искусств в Брюсселе. В 1938 году принимает участие в Международной сюрреалистической выставке в Париже, организованной Анри Бретоном и Полем Элюаром. Посещает Италию, едет в Лондон на персональную, весьма высоко оценянную, выставку.
  
   

Въезд в город. 1940
    
   

Конгресс. 1941

Но всё же, как бы тепло не принимали его новые друзья-художники, публика или критики, к сюрреалистскому движению он официально не примыкает, предпочитая до конца оставаться уникальным, самодостаточным одиночкой.


    Деревня русалок. 1942

Во время войны Поль живет в Брюсселе. В 1948 году снова встречает Анн-Мари, которую называет Там. Давняя любовь воскресает вновь, и пара поселяется вместе. С 1950 года Дельво преподает живопись. В этот же период художник отходит от своего откровенного, сюрреалистичного стиля и создаёт нетипичную, на первый взгляд, для него серию работ: ночные сцены, в которых за поездами наблюдает маленькая девочка, написанная всегда со спины. Прорисованная архитектура, ясный лунный свет, наивный девичий силуэт заставляют зрителя почувствовать тот детский восторг, ту детскую увлечённость незнакомыми, сложными вещами и механизмами, - даже, если зритель, как и автор картин уже давно не ребёнок.

Вокзал Форестьер, 1960


      Все огни. 1962

        В 50х же годах помимо преподавательской деятельности Дельво берётся за несколько декоративных проектов, позволивших ему, среди прочего, стать в 1965 году директором Королевской академии изящных искусств в Брюсселе.

Дельво умирает 20 июля 1994 года, через пять лет после смерти любимой Там.

За восемь лет до этого в Сен-Идесбальде открывается персональный музей художника, двери которого открыты для туристов и по сей день.

Андре Бретон однажды сказал о Дельво: «Он делает наш мир Царством Женщины — повелительницы сердец.» С этими словами тяжело не согласиться: Женщина, Повелительница, Соблазнительница — именно Она, не смотря на всю свою пассивность и отрешённость властвует на полотнах бельгийского художника. Прекрасные, словно античные статуи, обнажённые женские силуэты контрастируют с окружающими их пейзажами, серьёзными мужчинами, холодными металлическими конструкциями, выбеленными временем скелетами.
    Именно они — воплощение фантазии и символов художника. Именно они, покорные. ждущие, жаждущие, загадочные, живые.


http://artnud.com
http://smallbay.ru/delvaux.html
http://gallerix.ru/storeroom/922494948/
https://artchive.ru/artists/62056~Pol_Delvo
https://artchive.ru/artists/62056~Pol_Delvo
http://beta.wikiart.org/ru


Tags: 20 век, сюрреализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments