vittasim (vittasim) wrote in history_of_art,
vittasim
vittasim
history_of_art

Categories:

"Понятие о совершенном живописце"

Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Понятие о совершенном живописце. Русские гравированные академические оригиналы и пособия для художников XVIII века», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века.

DSCN1904.JPG

Экспозиция не случайно расположена в Олимпийском зале Музея среди слепков, подобных тем, что заполняли учебные мастерские. Гипсы были вторым этапом художественного образования, а первым – гравированные «образцы». Сохранились многочисленные рисунки, копирующие эти гравюры, в то время как сами эстампы редки и в полном составе присутствуют не в каждом музее. Их значимость не ограничивается учебной практикой, но затрагивает всю русскую культуру, захваченную в ХVIII столетии стремлением освоить европейское художественное наследие. В экспозиции представлены гравюры, учебные пособия и книги для художников того времени.

DSCN1932.JPG

DSCN1937.JPG

DSCN1999.JPG

Большой интерес представляют книги по искусству, изданные в России в ХVIII веке. Название выставки «Понятие о совершенном живописце» воспроизводит заголовок одной из них. Так скульптор Архип Матвеевич Иванов (1749-1826) озаглавил сочинение знаменитого французского теоретика Роже де Пиля (1635-1709), которое он перевел на русский язык в 1789 году. Издание повествует о достоинствах живописи, о тонкостях ремесла художника, о качествах, которые делают его «совершенным» и об умении их оценивать.

DSCN1951.JPG

DSCN1950.JPG

Появление первых серьезных пособий для художников связано с деятельностью специальных палат – Рисовальной и Гравировальной – при российской Академии наук. Созданные в 1724 году, они ввели системное преподавание рисунка. В 1734 году библиотекарь Иоганн Каспар Тауберт (1717-1771) перевел с немецкого языка труд, известный как «Книга Прейслера». Издание рассказывает о том, как совершенствовать навыки художника, и сразу привлекло внимание писателей и ученых. В 1760 году Михаил Яковлевич Некрасов (1712-1778) издал «Краткое наставление к рисовальной науке в пользу российского юношества». Автор вступает в спор с Прейслером, предлагая более простые способы обучения.

DSCN1953.JPG

DSCN1952.JPG
Книга, глаголемая подлинник, изображен древлегреческими мудрыми и трудолюбивейшими живописцами. Рукопись XVII-XVIIIвв.

В 1757 году Академия наук ввела новые методы обучения и учредила наставников для российских студентов. Среди преподавателей важно отметить Георга Фридриха Шмидта (1712-1775). Этот крупный мастер принес в отечественную гравюру новые техники. На выставке присутствуют работы его учеников Алексея Ангильевича Грекова (1723/26–после 1770) и Прокофия Артемьевича Артемьева (1733/1736–1811), которые штудируют один и тот же оригинал – исполненный Шмидтом портрет французского художника Мориса Кантен Латура.

DSCN1915.JPG
Георг Фридрих Шмидт 1712-1775 Портрет Михаила Илларионовича Воронцова бумага, резец

DSCN1917.JPG
Алексей Ангильевич Греков Портрет Мориса Кантен-Латура (1704-1788) с гравюры Георга Фридриха Шмидта бумага, офорт, резец

DSCN1919.JPG
Прокофий Артемьевич Артемьев Портрет Мориса Кантен-Латура (1704-1788) с гравюры Георга Фридриха Шмидта бумага, офорт, резец

DSCN1921.JPG
Петр Антипович Антипов Портрет Жульена Офре де Ламетри (1709-1751) с гравюры Георга Фридриха Шмидта бумага, офорт, резец

Центральное место в экспозиции занимают гравированные «образцы». К ним ученики обращались для прорисовки «глаз», «носов», «рук» и «ступней». На первом этапе осваивались «головы», подобные представленным «Парису», «Персею», «Андромеде». Затем принимались за фигуру, как на экспонируемых «Циклопе» или «Германике». После этого студенты переходили в класс гипсов, за которыми следовал натурный класс. Третья ступень обучения заключалась в умении соединять фигуры в единую композицию.

DSCN1954.JPG
Алексей Григорьевич Ухтомский 1771-1852 Руки по рис. Андрея Ивановича Иванова Бумага, офорт, карандашная манера.

DSCN1977.JPG
Василий Осипов 1780-? Слава (Реноме) по рис. Георга Фридриха Шмидта с оригинала Шарля Лебрена Бумага, офорт, карандашная манера.

DSCN1979.JPG
Василий Гураховский 1783-? Аллегория Европы по рис. Георга Фридриха Шмидта с оригинала Шарля Лебрена Бумага, карандашная манера.

DSCN1983.JPG
Гаврила Яковлевич Пермяков 1777-? Голова Персея по рис. Антона Павловича Лосенко с оригинала Анибале Караччи и Доменикино Бумага, карандашная манера

DSCN1984.JPG
Андрей Григорьевич Ухтомский 1771-1852 Голова Париса рис. Антона Павловича Лосенко с оригинала Анибале Караччи Бумага, карандашная манера

DSCN1943.JPG
Гаврила Яковлевич Пермяков 1777-? Германик По рис. Антона Павловича Лосенко с античной скульптуры. Бумага, карандашная манера.

DSCN1945.JPG
Василий Гураховский Воскресший Христос По рис. Антона Павловича Лосенко со скульптуры Микеланджело Бумага, карандашная манера.

Эти монументальные гравюры связывают начальный этап русской Академии с эпохой ее расцвета, большинство рисунков принадлежит Шмидту и его ученику – первому выдающемуся выпускнику, а затем директору Академии – Антону Павловичу Лосенко (1737-1773). Их «мастерские подлинники» гравировались в 1790-е годы как аттестационные работы учеников старшего возраста. Среди показанных работ на выставке стоит отметить эстампы Лосенко – «Каин», «Авель» и «Правосудие». Эти штудии художник написал в Риме, по возвращении они были представлены на академической выставке 1769 года и вызвали восхищение русского зрителя. Для многих поколений учеников они обрели значение эталонов и неоднократно копировались.

DSCN1913.JPG
Александр Петрович Дементьев Ок 1771-? «Правосудие» по рис. А.П. Лосенко с оригинала Джулио Романо Бумага, резец

В экспозицию вошли работы из собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи и Государственной Публичной Исторической библиотеки России.

DSCN1906.JPG
Иван Алексеевич Иванов 1780-1848 «Вид парадной лестницы в Академии художеств с фигурами» Бумага, сухая игла

DSCN1909.JPG
Андрей Григорьевич Ухтомский 1771-1852 «Фасад академической литейной» По рис. И.А. Иванова. Бумага, аквантинта

DSCN1924.JPG
Александр Эмманузльевич Шотен Голова Каракаллы по рисунку Георга Фридриха Шмидта с античного оригинала бумага, карандашная манера

DSCN1927.JPG
Иван Алексеевич Платовкин 1780-? Амур на кентавре. По рис. Антона Павловича Лосенко с античной скульптуры группы. Бумага, офорт, карандашная манера.

DSCN1929.JPG
Иван Алексеевич Платовкин 1780-? Лаокоон . По рис. Антона Павловича Лосенко с античной скульптурной группы. Бумага, офорт, карандашная манера.

DSCN1935.JPG
Василий Гураховский 1783 - ? «Сивилла» по рис. Антона Павловича Лосенко с оригинала Доменикино Бумага, офорт, цветной пунктир

DSCN1938.JPG
Евстафий Ильич Чуксин 1780-1817 Женская голова (Голова Венеры) по рис. Жана Батиста Греза бумага, карандашная манера.

DSCN1947.JPG
Гаврила Яковлевич Пермяков 1777-? Ваза По рис. Эдма Бушардона 1698-1762 Бумага, карандашная манера.

DSCN1956.JPG
Марфа Довгалева 1798-? Благоговение Офорт, пунктир

DSCN1958.JPG
Егор Иванович Гейтман 1800-1829 Бельведерский торс Из пособия Джованни Вольпато и Рафаэля Моргана «Принципы рисунка, взятые с древних статуй»

DSCN1961.JPG
Алексей Григорьевич Ухтомский 1771-1852 Голова Бахуса Из пособия Джованни Вольпато и Рафаэля Моргана «Принципы рисунка, взятые с древних статуй» Бумага, резец, офорт

DSCN1963.JPG
Василий Осипов 1780-? Натурщик (Иоанн Креститель) по рис. Шарля-Жозефа Натуара Бумага, карандашная манера.

DSCN1965.JPG
Тимофей (Тихон) Зверев рубеж XVIII-XIX Натурщик с веслом по рис. Шарля-Жозефа Натуара Бумага, карандашная манера.

DSCN1970.JPG
Иван Алексеевич Платовкин 1780-? Сидящий сатир по рис. Шарля-Жозефа Натуара Бумага, карандашная манера.

DSCN1974.JPG
Николай Плахов 1758 -7 Сивилла по рис. Андрея Ивановича Иванова Бумага, карандашная манера.

DSCN1986.JPG
Павел (Генрих( Ивановия Масловский 1783-? Преображение По гравюре Жака Шеро – младшего с оригинала Рафаэля Бумага, резец

DSCN2000.JPG
Иван Алексеевич Платовкин 1780-? Голова Святой Цецилии рис. Антона Павловича Лосенко с оригинала Доменикино Бумага, карандашная манера

DSCN1995.JPG
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/perfect_painter/index.php
Tags: 18 век, Россия, выставки, графика, музеи, обучение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments