Nikolay Nikitin (homoquadratus) wrote in history_of_art,
Nikolay Nikitin
homoquadratus
history_of_art

Categories:

ИДЕАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ ФЕРДИНАНДА ШЕВАЛЯ

"...сладостное и всегда новое удовольствие в бесполезном занятии"
Анри де Ренье



Любая туристическая фирма может предложит тур по королевским дворцам какой- бы ни было страны. А вот приглашение во дворец какого-то почтальона может оказаться странным.
Построенный в местечке Отрив (Франция), Идеальный дворец почтальона Шеваля является примером наивной архитектуры. Фердинанду Шевалю на постройку данного сооружения из камней, цемента и проволоки понадобилось 33 года. Здание с фасадом длиной в 26 м и высотой, варьировавшейся от 8 до 12 м, не имеет ни главного входа, ни центрального зала, ни стен. По прихоти фантазии Шеваль возвел сквозную галерею, террасу над ней на высоте 4 м, лестницы, башни, колонны, увенчанные шарами, ниши и лабиринты с античными и мифическими фигурами, гроты, украшенные причудливой лепниной. Дворец не имеет жилых помещений — он, в принципе, не предназначался для обитания, будучи абсолютно не функциональным, но изначально концептуальным. Одной из тематических концепций дворца было соединение, а точнее — объединение культур разных времен и народов.
Источниками вдохновения Шеваля были сюжеты Библии и огромные количества открыток и журналов, которые он разносил. И вся эта эклектика, все, что он мог услышать, увидеть, прочувствовать в своей жизни отобразилось в этом сооружении. Дворец поражает различием архитектурных стилей и скульптурных изображений. Индуистский храм, мечеть, средневековый замок, швейцарское шале, египетская гробница и захоронение сарацина, исторические и религиозные сцены, фигуры трех гигантов, девы Марии, Адама и Евы, диковинные звери и птицы, «люстры» из ракушек… Произвольно меняются пропорции, большое уравнивается с малым, ближнее с дальним, прошлое с настоящим. Автор сознательно творил хаос неистовой асимметрии, нарочитых преувеличений, нагромождения скульптур, то миниатюрных, то гипертрофированных. Буйство декоративности делало его сооружение принадлежащим скорее фантазии, чем разуму, скорее грезам, чем реальности. Сошлись искусство и одержимость.
На четырех фасадах Идеального дворца, в его галереях, нишах и гротах множество надписей, изречений Христа и Будды, сентенций, поговорок, часто философского или назидательного характера, пиктограмм, которые предлагалось расшифровывать. «По этой земле мы проходим, как тени», «Ради моей идеи я бросил вызов всему – окружению, критикам и возрасту». В отдельной нише он поместил самодельную тачку, «спутницу трудов», и весь нехитрый инструмент, которым строил Замок. На восточном фасаде надпись: «1879– 1912 гг. – 10 тысяч дней – 93 тысячи часов – 33 года испытаний – время которое потребовалось Шевалю, чтобы достроить свой замок.
Чистый плод воображения, не копировавший ни одно из известных сооружений, Дворец был сразу с восторгом принят сюрреалистами. Невиданный, вне всяких правил функциональной и монументальной архитектуры, он не был предназначен ни для жилья, ни для молитв, истинный, как поэзия, как произведение чистого искусства.
Андре Бретон в 1930 г. посвятил Фердинанду Шевалю одну из поэм, Пикассо в серии рисунков 1936 года изобразил Почтальона в виде кентавра с крупом коня и головой голубя с письмом в клюве, обыграв его фамилию (cheval – по-французски «лошадь») и ремесло. Вдохновленная Идеальным дворцом Ники де Сен-Фаль потратила двадцать лет изнурительного труда на фантастический «Сад игральных карт» в Гаравиччьо в Италии. Скульптор Жан Тэнгли полтора десятка лет сооружал безумное монументальное изваяние «Циклоп» в лесу Фонтенбло под Парижем. Фридрих Хундертвассер построил в Вене дом.
Все мы к чему-то стремимся в своей жизни. Хотим кем-то стать, что-то иметь, где-то побывать. Цель в жизни – это маяк, без которого легко потеряться на жизненном пути. У Фердинанда Шеваля тоже была цель – построить идеальный дворец. Занятие, где человек ничем не скован и полностью предоставлен самому себе, всегда гарантирует ему творческую самореализацию. Шеваль не задавал себе вопросы, не следовал правилам, не ждал славы. А в результате получается дворец, который не смогли создать многие короли. Но в любом случае, вне зависимости от этого признания, - "...сладостное и всегда новое удовольствие в бесполезном занятии"!



Tags: 19 век, архитектура
Subscribe

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Сквер имени Низами Гянджеви в Санкт-Петербурге.

    Па́мятник Низами́ Гянджеви́ — выдающемуся поэту, классику персидской поэзии, уроженцу Гянджи, находится в Санкт-Петербурге, в сквере,…

  • Из жизни кариатид

    На Акрополе Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments