Nikolay Nikitin (homoquadratus) wrote in history_of_art,
Nikolay Nikitin
homoquadratus
history_of_art

Categories:

ИСКУССТВО ПЬЯНСТВА

Портреты аристократов и монархов, обнаженная натура, пейзажи и натюрморты – искусствоведы посвятили им объемистые тома ученых трудов. Однако раскрытие темы пьянства в изобразительном искусстве вызывает скорее насмешки. Почему же алкоголь сыграл такую важную роль в истории искусств, выполняя функцию источника вдохновения для художников?

Не успел Адам посадить виноград, как демон Иблис подул своим смертоносным дыханием — и виноград засох. Пригорюнился Адам и сидел, раздумывая, что теперь делать. Подошел к нему Иблис и стал расспрашивать, что его печалит. Адам все рассказал ему.
— Божья тварь, — воскликнул демон, — ты хочешь, чтобы виноград вновь зазеленел? Я о нем позабочусь.
Адам согласился. Иблис подошел к винограднику, свернул голову павлину, выпил его кровь и обрызгал ей все кругом. В тот же миг на винограде зазеленели листочки. Тогда Иблис убил обезьяну и окропил её кровью лозу. Когда на ней показались плоды, он зарезал льва, и гроздья напитались его кровью. Когда они стали поспевать, демон принес в жертву свинью, и кровь её проникла в сладкие ягоды.
Вот почему пьяница, когда первые капли вина начинают течь по жилам, распускает хвост, точно павлин. Когда хмель ударяет в голову, он прыгает и хлопает в ладоши, как обезьяна. Когда опьянение усиливается, он встает и рвется в бой, точно лев. А когда хмель одолевает его вконец, он, хрюкая, плюхается наземь, точно свинья, прежде чем провалиться в глубокий сон.
[Арабская сказка]

Со времен глубокой древности и до наших дней художников влекла тема пьянства. Фрески со сценами пиршеств появляются еще в античности, равно как и сосуды, на которых герои древности и гетеры пригубляют вино. Пракситель, прославленный ваятель из Аттики, трудившийся в IV веке до Рождества Христова, создал знаменитую статую юного бога вина Диониса, сидящего на руках у Гермеса. Римляне тоже находились в рабстве у Бахуса (как они именовали Диониса). Он нередко появляется со своей шумной свитой или без нее на древнеримских скульптурах, стенных росписях, мозаиках.

Античное виноделие. Рельеф, I век н.э., Флоренция

Помощь перебравшему участнику пира. Знаменитый греческий килик, около 500-470 г.г. до н.э.

Апостол подливает вина своему товарищу. Тайная вечеря. Деталь алтаря

Вакх в образе младенца, пьющего вино. Проказник Бахус, 1623 г.

С возрождением языческого мировоззрения в эпоху Ренессанса, питие снова стало для художников важным мотивом их творчества. Прежде чем изваять свою внушающую благоговение Пьету, Микеланджело создал скульптуру похотливого и подвыпившего Бахуса. Тициан на картине "Бахус и Ариадна" из Национальной галереи в Лондоне изобразил бога пьянства, который спрыгивает, чудесным образом сохраняя при этом равновесие, с колесницы, запряженной двумя гепардами. Спустя почти сто лет Рубенс написал своего пресловутого Силена. Лысый, обремененный изрядным пузом наставник и собутыльник Диониса едва не валится с ног от пьянства.
Спустя почти сто лет Рубенс написал своего пресловутого Силена. Лысый, обремененный изрядным пузом наставник и собутыльник Диониса едва не валится с ног от пьянства.
Не уступают богам и смертные: вовсю гремят пирушки в картинах Йорданса «Бобовый король». Герои Франса Хальса – весельчаки и жизнелюбы, словно и пришедшие в этот мир лишь ради того, чтобы испытать все его чувственные наслаждения, с неподдельной радостью то вкушают, то намереваются вкусить вино. Щеки краснеют, глаза радостно блестят. Хальс словно бы уподобляет опьянение вдохновению, радости, которую может принести музыка – недаром одинаково веселы и юноша, пьющий вино, и беззаботно смеющийся юноша с флейтой. Опьянение становится метафорой чистой радости, экстатического наслаждения жизнью, завещанного потомкам богом вина.

Тициан, Бахус и Ариадна, 1520-1522г.

Рубенс, Вакх, 1638г.

Рубенс, Пьяный Силен, 1618г.

Якоб Йорданс, Бобовый король, 1638г.

Франс Хальс, Лютнист с бокалом вина

Ян Стен, Гуляки, 1660г.

Диего Веласкес, Вакх, 1629г.

Век рассудка и просвещения, XVIII век, оставляет в стороне тему пьяного разгула. И после столетней паузы – в XIX она возвращается в живопись преображенной. Сходит радостный румянец с лиц героев, потухает взгляд, возведенный теперь уже ни к небесам, ни к собутыльникам, а направленный прямо на дно стакана. В печальном оцепенении сидят за столом жители парижского дна. В бокалах их не искрится рубиновым или янтарным цветом вино. Абсент – вот истинный напиток XIX века, его дурманящими парами пропитано не одно плотно. Что же, ради мифа абсента – напитка гениев и эскцентриков, дам полусвета и парижских фланеров, потрудилось немало европейских умов – от Шарля Бодлера и Эдгара Дега до Оскара Уайльда и Пабло Пикассо. Последний включил бокалы абсента не только в знаменитые изображения любительниц призрачно-зеленого напитка, но и в портрет близкого друга. Да и пикассовские арлекины не обходят абсент стороной. Не уступая коллеге, усаживается с бокалом за стол и нарядившийся в костюм малайца Эрнст Людвиг Кирхнер, свою картину он красноречиво называет «Пьяница». Бокал на столе становится для художника знаком высокого изгнанничества и одновременно высшей избранности творческой личности, символом уединения. Недаром, к концу XIX-XX века из картин начисто выветриваются собутыльники, герой остается один на один со своим отражением в заполненном туманами стекле.

Эдуард Мане, Абсент, 1901г.

Виктор Олива, Пьющий абсент, 1901г.

Поль Сезанн, Пьяница, 1891г.

Жан-Франсуа Рафаэлли, Пьющие абсент

Жан Даниэль Или, Любитель абсента, 1902г.

Эдгар Дега, Абсент, 1876г.

Винсент Ван Гог, Абсент, 1887г.

Анри Тулуз-Лотрек, Портрет месье Буало, 1889г.

Пабло Пикассо, Любительница абсента, 1922г.

Эрнст Людвиг Кирхнер, Пьяница, 1915г.

Современные художники испытывают склонность к пьянству (точнее, к его отражению в творчестве) и на сегодняшний день. У британских художников-авангардистов Гилберта и Джорджа "Боллс: Вечер накануне похмельного утра – Пьющая скульптура" (1972). Работа состоит из 114 черно-белых фотографий, каждая в отдельной рамке, на которых изображены различные стадии возлияний в одном из баров восточного Лондона (бар Balls Brothers).
Фрагментарный калейдоскопический набор снимков, многие из которых отличаются наличием визуальных эффектов, искажающих реальность, воспроизводит причудливый процесс помутнения сознания и зрения под воздействием алкоголя.
Совсем недавно современный художник (и музыкант) Кристиан Марклей представил видеоинсталляцию на 11 экранах под названием Pub Crawl – поход из пивной в пивную с приемом напитков внутрь. В этой работе художник изобразил собственную прогулку по улицам Восточного Лондона ранним утром.
По ходу дела автор извлекает из попадающейся ему на пути посуды подобие "музыки", постукивая по полупустым стаканам с остатками пива и банкам из-под лагера – свидетелям излишеств минувшего вечера.
Tags: тематические подборки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments