Вера Папкова (verapapkova) wrote in history_of_art,
Вера Папкова
verapapkova
history_of_art

Category:

Эрте в Эрмитаже

Оригинал взят у verapapkova в Эрте в Эрмитаже
Не то чтобы эта выставка меня разочаровала... разочарование предполагает некие неоправдавшиеся ожидания, а их у меня и не было изначально.



Но определенное чувство неловкости осталось. Не от самой экспозиции, а от излишне, на мой взгляд, экзальтированного ее информационного сопровождения - великий художник... гений... возвращение на родину... Я не люблю спекулятивной экзальтации, это дурной тон, на мой взгляд, не говоря уж о том, что это просто мешает воспринимать явление как таковое.



Явление же, безусловно, значительное и стоящее внимания. Романа Тыртова, известного под псевдонимом Эрте, я назвала бы скорей не художником, а дизайнером.



Работал он в области моды, сначала для известных модных домов своего времени, первым из которых был дом Пуаре; в области театрального костюма и сценографии; в области декоративно-прикладной и в той, которую мы сейчас называем глянцем.



Представление Эрте, как русского художника в изгнании, тоже достаточно спекулятивно. Уехал он из России в 1912 году, это был отнюдь не вынужденный, а совершенно добровольный отъезд.



Никакой политической подоплеки его отъезд не имел, бегством ни от каких революционных событий не был, по той простой причине, что и до самих событий-то было еще очень далеко.



Тыртову, родившемуся в 1892, на момент отъезда было всего 20 лет. Всю свою огромную - 98 лет - и благополучную жизнь он был очень востребован и очень много работал и в Европе, и в Америке. Отрадный пример счастливой биографии космополита русского происхождения.



Его обложки для Harper’s Bazar, Vogue и других модных журналов; эскизы костюмов и сценографии для бродвейских ревю и театральных постановок; интерьерные скульптуры и ювелирные украшения могут служить учебником ар-деко.



Декоративность, декоративность и еще раз декоративность, такова суть одного из господствовавших в межвоенный период стилей, которая отражена и в его названии. А тип этой декоративности вы будете безошибочно опознавать после знакомства с работами Эрте. Ну, хорошо, добавьте к ним еще Крайслер-билдинг, тогда уж точно не ошибетесь.



Фотографировать не разрешают, так что скудный иллюстративный ряд - контрабандный товар, не обессудьте.


Tags: 20 век, Выставки, графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments