Virginian (virginian) wrote in history_of_art,
Virginian
virginian
history_of_art

Categories:

Портреты Савелия Сорина

Оригинал взят у virginian в Портреты Савелия Сорина

"Сорина знали в Европе и Америке, а он мечтал об известности в России (cтрочка в Википедии).


Савелий Сорин, автопортрет, 1920

1.3-Avtoportret-iz-alboma-V.-Sudejkinoj-ok.1920g.bum.kar.-akv.-ryadom-stihi-Nimfy-Bel-Kon-LyubomirskojTbilisi1-766x1024


Кем же был Савелий Сорин? Ученик Репина, ставший модным портретистом еще на закате серебряного века, Сорин оставил целую галерею портретов знаменитостей. Сориным были выполнены портреты Ф. И. Шаляпина, А. А. Ахматовой, С. А. Лурье, Т. П. Карсавиной, князя С. М. Волконского, княгини О. К. Орловой и многих, многих других.



На одном из его первых портретов оказался не кто иной, как наш Буревестник

Gorky



Портрет понравился М. Горькому и он так подружился с Сориным, что даже повесил фотографию молодого художника в рамке на стену своего кабинета среди фотографий других близких ему людей.



Фотография Сорина внизу слева.


Заодно Сорин и портрет супруги Горького написал

131-Portret-Ekateriny-Peshkovoj-1902-h.m.-muzej-M.Gorkogo-Moskva-711x1024


У портрета Буревестника была интересная судьба, Сорин написал его в 1902-ом году, а в 1904-ом году Сорин, несмотря на то, что он был тогда еще студентом, принял участие с этим портретом в своей первой международной выставке. Это была Всемирная выставка в Сент-Луисе США. Там портрет был куплен одним коллекционером. В последствии портрет несколько раз менял владельцев, пока не оказался на стене художественного музея в Сан Франциско. Так что, у меня есть шанс его увидеть.


Анна Ахматова

Anna_Akhmatova_1913-1914_by_Savely_Sorin



Сорин, Качалов и Станиславский в студии художника

stanislawski-savely-sorin-katschalow


Оказавшись, как и многие деятели культры в эмиграции, Сорин быстро приобрел известность, выставлял свои работы в Осеннем салоне. В этот период Сорин выполнил портреты Шаляпина, Джорджа Баланчина, Сержа Полякова, Надежды Тэффи, Льва Шестова и Анны Павловой, практически весь цвет русской эмиграции оказался на полотнах художника.


Портрет Шаляпина


SHalyapin-F.I.



Портрет Анны Павловой

anna-pavlova-3



Тамара Карсавина в балете Сильфида

tamara-karsavina-as-sylphid



Портрет князя Сергей Оболенского

prince-serge-obolensky




Elizabeth Angela Marguerite Bowes-Lyon, Queen consort of the United Kingdom,

her-majesty-queen-consort-elizabeth-bowes-lyon



Дама с терьером

a-lady-with-a-terrier



Портрет Анатолия Дюбуа

18-Portret-Anatoliya-Dyubua-muzhchina-v-shlyape-1942-bum.-na-h.-akrilovaya-kraska-137h91-GTG-671x1024




Портрет Марины Шаляпиной, "мисс России" 1931 года

marina-chaliapina-freddi-miss-russia-1931



Портрет актрисы из постановки "Великий Гэтсби"

114Portret-aktrisy-iz-postanovki-Grate-Gatsby-Era-Deco-1024x911



Портрет Авы Мюриел Астор, княгини Оболенской

ava-alice-muriel-princess-obolensky



Судьба благоволила художнику, выставки в Европе и Америке, многочисленные заказы от сильных мира сего. Когда началась война в Европе, Сорин смог уехать в Америку буквально на последнем пароходе. Вместе с другими деятелями русской эмиграции Сорин неоднократно делал взносы в Фонд помощи СССР и получил от Советского правительства грамоту "За вклад в победу над врагом", подписанную от лица страны А. Громыко — в то время послом СССР в США. После войны Сорин продолжает активно работать, много ездит, готовит к изданию большой альбом со своими лучшими работы.

Принцесса Елизавета, 1948, прелестный и наверное один из лучших портретов будущей королевы

48-Printsessa-Elizaveta-sejchas-koroleva-Velikobritanii-1948-bum.-akv.-133x112-Klarens-haus-London-828x1024



Портрет Шаховского, архиепископа города Сан Франциско

19Potret-arhiepiskopa-San-Frantsisko-I.-SHahovskogo-1950-bum.-na-h.-smesh.-tehn.64h48-GTG-770x1024



Портрет Ирины Оболенской
130031427_1948_Portret_knyagini_Irinuy_Obolenskoy__Portrait_of_Princess_Irina_Obolensky__805_h_645_bumaga_na_holste_akvarel_i_karandash_CHastnoe_sobranie


Мария Рассел, Герцогиня Бедфодская

marya-russell-duchess-of-bedford



Вивьен Ли

8.-portret-Viven-Li-h.m-.47.5x4676x54-...-979x1024


К сожалению, многим планам художника было не суждено осуществиться, в 1951 году, находясь в Париже, семидесятитрехлетний художник почувствовал себя плохо, он был помещен в госпиталь, но врачи не смогли поставить диагноз и отнесли его плохое самочуствие к обычному переутомлению, прописав длительный отдых. Выйдя из госпиталя, Сорин с женой отправились отдыхать в Швейцарию и Италию, а в октябре 1951 года вернулись в Нью-Йорк, там болезнь вернулась снова, на этот раз диагноз был неутешительный - рак. Сорину сделали операцию, но уже было поздно. Последний месяц художник провел в Вестпорте, маленьком городке в штате Коннектикут.

Последний автопортрет художника, как и в юности не выпускающего сигареты изо рта.

3.1-Avtoportet-v-sadu-h.-m.1952g.645x535-870x1024



В какой-то степени мечта Сорина сбылась, перед смертью он завещал отправить на Родину 30 портретов деятелей русского искусства, исполненных им в 1920—1940 годы и картины в концов-концов очутились в России, но история их возвращения оказалась настоящей фантасмагорией. В течение двадцати лет Анна Степановна обращалась в ведомства правительства СССР с просьбой принять завещанные Родине картины мастера, но не была удостоена даже ответом.

Лед тронулся, когда вдова художника смогла встретиться с Екатериной Фурцевой, бывшей по своим делам в Нью-Йорке, и ей удалось рассказать министру о завещании своего мужа.

У Анны Степановны уже было настойчивое предложение Великого князя Монако Ренье III передать картины в его дворец для устройства там музея Савелия Сорина с тем, чтобы сама Анна Степановна пожизненно находилась бы на полном содержании правительства Монако. Но она не могла согласиться на это, так как художник завещал все свои картины Родине.

Фурцева решила устроить показательное шоу о том, как трепетно советское правительство относится к людям, сделавшим вклад в знаменитую Русскую культуру и достойно представлявшим ее за рубежом. Она собрала пресс-конференцию с телевидением и журналистами. Ролик снятой тогда телехроники существует и демонстрируется иногда и теперь в передачах о Фурцевой. А вот и фото, обошедшее множество газет:

Министр культуры СССР Е. Фурцева в мастерской покойного русского художника С. Сорина, слева с гвоздиками в руках вдова художника. Фурцева предложила Анне Степановне переехать в СССР вместе со всеми картинами Савелия Сорина и заверила ее, что завещание художника будет выполнено.

Resize of 4.-E.Furtseva-u-A.S.Sorinoj


Анна Степановна поверила Фурцевой и, собрав все остававшиеся в мастерской картины, отправилась в Москву.

Два портрета грузинских красавиц были по завещанию отправлены в Тбилиси, а остальные портреты, согласно завещанию, должны были все вместе храниться и экспонироваться либо в Третьяковской галерее, либо в Русском музее.

Княгиня Чолокаева — Мелита Чолокашвили, 1927, Тбилиси, художественный музей


anna-pavlova



Вдове художника был устроен царский прием, ее катали по городу в автомобиде "Чайка", и как водится, приставили сопровождающих в штатском. Однако полностью изолировать вдову художника от контактов не удалось, и Анна Степановна вскоре узнала, что портреты уже отправляются в различные периферийные музеи СССР. Обещания министра культуры СССР о том, что завещание художника будет в точности выполнено, оказались пустыми словами. Она тут же заявила, что забирает картины, так как не выполняется завещание художника, и пригрозила вмешательством принца Ренье. Упоминание принца Ренье подействовало, поэтому ей дали уехать и увезти с собой часть картин. Тридцать же картин, уже распределенных по музеям, остались в СССР.

Остаток своих дней, воспоьзовавшись гостепреимством князя Ренье, Анна Степановна провела в Монако, недалеко от княжеского дворца, в четырех залах которого был устроен музей Савелия Сорина.
После смерти принца Ренье III доступ зрителей к картинам был прекращен...

Resize of 3.68-A.S.Sorina-u-sebya-doma-v-Monakko



Шесть картин Сорина оказались в шахтерском городе Донецке на Украине, где есть небольшой художественный музей.


Портрет певицы

22-Portret-pevitsy.bum.-na-h.-smesh.-tehn.65X62-Donetsk-Ngr2318



Казачка

137-Kazachka-1937h.m.84X74Donetsk-N1361-899x1024



Портрет балерины Ирины Бароновой

83Portret-baleriny-Iriny-Baronovoj-1939-h.m.176x141-Donetsk-816x1024



Портрет актрисы немого кино Натальи Кованько

silent-movie-actress-natalia-kovanko




"Портрет артиста", Луганский художественный музей

52-Portret-artista-Luganskij-h.m-108x118.ot-Kornilovskoj-M.I.v-1962g.-1024x937



За картинами бережно следила бессменная сотрудница музей Татьяна Панова. Уже выйдя на пенсию, она написала книгу о музее, посвятив перипетиям с картинами Сорина целую главу, "Путешествие шедевров Сорина в донецкую "Третьяковку".

Resize of Iz-knigi-Panovoj1


Эссе Татьяны Пановой в художественном журнале "Дикое поле, донецкий проект".

Тайна соринского портрета

В статье использовались материалы из публикации Великий портретист возвращается на Родину

Tags: 20 век, Россия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments