galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Categories:

Картины на картине

Оригинал взят у galik_123 в Картины на картине

Виллем ван Хахт (Гехт). Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса), ок. 1630. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

Такие картины с подробным изображением картинных галерей были особенно популярны в Антверпене в XVII веке, сейчас они представляют собой очень ценный источник по истории искусства. На картине фламандского художника Виллема ван Хахта (1593-1637) изображены люди в псевдоантичном и псевдовосточном одеянии, главная модель - Кампаспа, одета скорее по моде XVI века. По легенде, античный художник Апеллес так хорошо изобразил по просьбе Александра Македонского его любовницу Кампаспу, что царь в восхищении отдал любовницу художнику, а себе забрал её портрет, полюбив изображение больше натуры. Апеллес считается великим и первым художником античности (IV век до н.э.), но, к сожалению, не сохранилось ни одной его работы. Они известны только по свидетельствам античных авторов.

Сеанс происходит в комнате, полной картин, каждая из которых реально написана фламандскими, немецкими и итальянскими художниками XVI-XVII веков. Среди них изображены и знаменитейшие шедевры, например "Смерть Клеопатры" Гвидо Рени (в центре слева), или "Битва греков с амазонками" Рубенса (в центре над столом)", или "Меняла с супругой" Квентина Массейса (внизу справа). Посмотрим внимательно на эти шедевры.
Слева на стене над столом висит большое полотно Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Это одна из самых драматических картин европейской живописи, на ней изображен сюжет мифологической битвы аргонавтов с воинственными женщинами - амазонками. Картина представляет собой переплетение человеческих и животных тел, и в конечном итоге всё на картине сплетается в единое целое - эллипс. В картине содержится намёк на тогдашнюю политическую ситуацию в Европе - объявление Тридцатилетней войны (1618-1648). Картина была заказана знатным антверпенским купцом и меценатом Корнелисом ван дер Гестом, который первым признал талант художника.


Питер Пауль Рубенс. Битва греков с амазонками, 1618. Старая Пинакотека, Мюнхен

Выше висит картина мастера болонской академической школы живописи Гвидо Рени (1575-1642). На ней изображена Клеопатра (69-30 годы до н.э.), последняя царица Египта из династии Птолемеев. Клеопатра с 51 года была любовницей Юлия Цезаря, после 41 года - Марка Антония (с 37 года - жена). После поражения в войне с Римом и вступления в Египет римской армии Октавиана (Августа) покончила жизнь самоубийством. Считается, что после неудавшейся попытки прельстить своей красотой Октавиана, Клеопатра отравилась ядом или, быть может, приложила к своей груди ядовитую змею. После смерти Клеопатры Египет был обращен в римскую провинцию.


Рени Гвидо (1575-1642). Смерть Клеопатры, 1625. Новый дворец, Потсдам

В нижнем правом углу стоит на полу картина фламандского живописца Квентина Массейса (1466-1530) "Меняла с женой". Глава семьи - меняла, сосредоточенно следит за равновесием чашечек весов, от которого напрямую зависит его собственное благосостояние. Его молодая жена, переворачивая страницу молитвослова, на мгновение обратила взгляд на чашечки весов, приковавшие к себе внимание мужа. В ее глазах читается сожаление о несоответствии реального мира христианским ценностям, представление о которых она берет из книг и церковных служб. А в небольшом круглом зеркале, лежащем на столе и повернутом к зрителю, отражается другая сцена: сидящий у окна человек погружен в чтение, а в окне виднеется церковный шпиль. Эта "картина в картине" иллюстрирует идеальный образ жизни, к которому искренне стремится молодая жена менялы, но ее отрывают постоянные насущные заботы.


Квентин Массейс (1465-1530). Менялы, 1514. Лувр, Париж

Ещё несколько полотен, изображённых на этой замечательной картине. В левом верхнем углу висит натюрморт фламандского художника Франса Снейдерса (1579-1657), одного из крупнейших мастеров этого жанра в мировой живописи.


Франс Снейдерс. Натюрморт с попугаем, 1600-1630. National Trust, Charlecote Park

В третьем ряду, считая сверху, висит на стене картина фламандского художника Пауля Бриля (1553-1626). Бриль стремился к единству освещения на своих картинах и тем самым значительно развил искусство пейзажа под влиянием итальянских мастеров. Цветовая гамма его картин в основном осталась по-голландски холодной с преобладанием голубых и зелёных оттенков.


Пауль Бриль. Паломники в Эммаусе, 1617. Лувр, Париж

Ниже, крайняя левая - картина "Аполлон и Дафна" итальянского художника Франческо Альбани (1578-1660).


Франческо Альбани. Аполлон и Дафна, 1615-1620. Лувр, Париж

Стоит на полу справа цветочный натюрморт фламандца Даниеля Зегерса (1590-1661).


Даниель Зегерс. Цветы в вазе, 1629-1661

На правой стене в верхнем углу висит "Пьяный Силен".


Мастерская Рубенса. Пьяный Силен. поддерживаемый сатирами, 1620

И даже представлен в этой коллекции итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения Себастьяно дель Пьембо (1485-1547).


Себастьяно дель Пьембо. Портрет Ферри Каронделет с его секретарями, 1510/1512, музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Ещё картина одного из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи Квентина Массейса. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению.


Квентин Массейс. Портрет ученого, 1520-1525. Городской музей Франкфурта

Такая богатая на шедевры коллекция была у антверпенского коллекционера и мецената Корнелиса ван дер Геста, а картины с изображением этой коллекции написал художник Виллем ван Хахт. Виллем ван Хахт родился в семье художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта. Первоначально учился у своего отца, затем в мастерской Питера Пауля Рубенса. В 1615-1619 годах работал в Париже, затем отправился в Италию, где прожил около семи лет. В 1626 году ван Хахт стал мастером живописи гильдии Святого Луки в Антверпене. В своих полотнах в приукрашенной манере изображал коллекции антверпенских любителей искусства.
С 1628 года Виллем ван Хахт стал хранителем коллекции произведений искусства, принадлежащих настоятелю церкви Сант-Валбург Корнелису ван дер Гесту (1555-1638). Ван дер Гест был торговцем пряностями, известным антверпенским коллекционером и покровителем искусств. В 1615-1620 гг. он заказал Антону ван Дейку портрет, хранящийся сейчас в Лондоне.


Антонис Ван Дейк (1599-1641). Портрет Корнелиса ван дер Геста, 1620. Британская Национальная галерея

Продолжение следует...


Tags: Голландия, Фландрия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments