galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Categories:

Парацельс на картине Виллема ван Хахта

Оригинал взят у galik_123 в Парацельс на картине Виллема ван Хахта

Виллем ван Хахт(1593-1637). Галерея Корнелиса ван дер Геста, 1630. Национальная галерея Шотландии

Интересно рассматривать картины Виллема ван Хахта с изображением кунсткамер, всегда найдёшь или шедевры живописи, или знаменитых исторических персонажей. О двух его картинах я уже рассказала, а в Национальной галерее Шотландии хранится ещё одна из трёх самых известных его картин. Она чаще всего упоминается под двумя разными названиями. Одно из них - "Коллекция Корнелиса ван дер Геста с Парацельсом". Действительно, на картине слева в красной шляпе изображён великий реформатор медицинской науки и практики - Парацельс.
Картина была написана в 1630 году. К этому времени Парацельса уже не было в живых, но художник Квентин Матсейс написал за 100 лет до этого прижизненный портрет Парацельса, вот Виллем ван Хахт и воспользоваться этим изображением.


Квентин Матсейс (1456/1466-1530). Парацельс

Настоящее имя медика и алхимика Парацельса - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541). Его псевдоним означает - выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины I в. до н. э. Швейцарец по происхождению Парацельс скитался почти по всей Европе в качестве практикующего врача, общаясь с народом, изучая целебные источники, травы и минералы. Свои сочинения Парацельс писал не по-латыни, а исключительно на немецком языке. Историческое значение работ Парацельса заключалось в сближении медицины и химии, в тенденции преодоления алхимии изнутри. Сам Парацельс ввел в практику ряд химических медикаментов и подверг критическому пересмотру идеи древней медицины.
Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, кажутся сейчас очень справедливыми: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.

Второе название картины Виллема ван Хахта связано с полотном Антониса ван Дейка, стоящим в центре галереи на полу - "Галерея Корнелиса ван дер Геста с Мистическим обручением Святой Екатерины". Оно было написано в 1630 году и сейчас хранится в Королевской колекции Великобритании. Этот сюжет христианской религиозной живописи известен с XIV века. Встречается на картинах многих европейских живописцев. Святая Екатерина изображается обменивающейся обручальным кольцом с Иисусом Христом, что символизирует её духовную связь c ним и то, что она стала «невестой христовой» (мистический брак).


Антонис ван Дейк (1599-1641). Мистическое обручение Святой Екатерины, 1630. Королевская коллекция Великобритании

Ещё несколько шедевров живописи изображены на картине. Один из них - Венера, завязывающая глаза Амуру Тициана, созданный около 1560 года, вероятно, как подарок к свадьбе. Три девушки на картине предстают в виде Граций. Венера олицетворяет красоту, Диана с луком олицетворяет Целомудрие, девушка с обнаженной грудью - Сладострастие. За спиной Венеры, узнаваемый по черным крыльям, Антэрос - бог отрицания любви. Он нашептывает что-то Венере, собирающейся завязать повязку на глазах Амура - его младшего брата. Картина из собрания Галереи Боргезе в Риме.


Тициан (1490-1576). Венера, завязывающая глаза Амуру, около 1559-1561. Галерея Боргезе, Рим

Картина Корреджо Венера и Амур, за которыми подглядывает сатир (около 1528), была заказана Федериго Гонзага (1500-1540). В XVI столетии в аристократической среде подобные полотна приобрели большую популярность. После "мрачного" Средневековья тяга к жизни и ее удовольствиям вспыхнула с новой силой, и удовольствия потребовалось облечь в изящную и пристойную форму. Античная мифология представляла живописцам множество благовидных предлогов для изображения обнаженной натуры.


Антонио де Корреджио (1490-1534). Венера, купидон и Сатир, 1524-1527. Лувр, Париж

И ещё одно интересное полотно, написанное совместно Рубенсом и его учеником Ван Дейком. На картине изображён Муций Сцевола - легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он – лишь первый из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал ее там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир.


Петер Пауль Рубенс (1577-1640) и Антонис ван Дейк (1599-1641). Гай Муций Сцевола перед царем Порсеном. Музей изящных искусств, Будапешт

Tags: живопись, тематические подборки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments