galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Category:

Колье Екатерины Великой на аукционе Sotheby’s

Оригинал взят у galik_123 в Колье Екатерины Великой на аукционе Sotheby’s
Новость из мира искусства



Вновь всплывают на аукционе Sotheby’s драгоценности Российской империи. Уникальное бриллиантовое колье императрицы Екатерины Великой будет продано с молотка 16 ноября. Это изысканное украшение создано во второй половине XVIII века и имеет огромную историческую ценность. Ювелирное искусство достигло в этот период непревзойденных вершин мастерства, чему способствовало щедрое покровительство со стороны российской императорской семьи.
Колье Екатерины Великой - историческая драгоценность Российской империи, известно в мире как Imperial Diamond Necklace of Catherine the Great. Оно состоит из двух независимых между собой изделий - собственно колье "ривьера" и бантика-броши, который служит застежкой украшения. Колье представляет собой соединение 27 крупных бриллиантов, окаймлённых декоративным листовидным орнаментом и окружённых россыпью более мелких камней. Оценочная стоимость - $3-5 млн.



Это колье в нашей стране никто никогда не видел. На Запад оно попало вместе с другими сокровищами Романовых, когда советское правительство решило восполнить дефицит в бюджете страны за счет массовой "реализации" антиквариата. Колье выставлялось на торгах в 1927 году и было приобретено лондонским ювелиром С. Дж. Филлипсом. Следует заметить, что он купил колье "ривьера" и брошь "бант" отдельными лотами, а позже соединил их в одно украшение. В 1960 году его купил частный коллекционер, и оно исчезло из поля зрения. 17 ноября 2005 года в Женеве на Sotheby’s снова на продажу было выставлено бриллиантовое колье, принадлежавшее императорской фамилии России. Аукционный каталог "Magnificent jewels" представлял 450 лотов, но только "русское колье" имело еще и отдельное подарочное издание в твердой обложке, а также буклеты на русском и английском языках. Русское бриллиантовое колье на краткий миг появилось на женевском аукционе и снова исчезло в неизвестной частной коллекции.


Парадный портрет Екатерины II работы Ф.С. Рокотова, 1780

История возникновения царской сокровищницы драгоценностей начинается еще в XVIII веке. В 1719 году Петр I основал Камер-коллегию, где должна была храниться коллекция ювелирных украшений, принадлежащих российскому государству. Пётр Великий постановил, что каждый последующий император или императрица обязан передать государству определенное количество драгоценностей, приобретенных во время своего царствования, и что ни одна из коллекционных драгоценностей не подлежит продаже, обмену либо приношению в дар. Коллекция располагалась в Алмазной комнате Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.


Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди. Ж.-М. Натье, 1717

Царские сокровищницы пополнялись столетиями, а во время царствования Екатерины Великой расточительность двора достигла невиданных размеров: для императрицы трудились лучшие французские и швейцарские ювелиры, такие как Позье и Дюваль. Во время Первой мировой войны было принято решение о переносе коллекции в Москву, сейфы с драгоценностями собирались и перевозились в такой спешке, что не было составлено даже описи. По прибытии в Москву драгоценности были реквизированы и спрятаны до окончания войны.


Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763

В 1921-1923 годах производить оценку драгоценностей пригласили Агафона Фаберже, а в 1925 году под руководством профессора А.Е. Ферсмана был подготовлен и опубликован каталог "Сокровищница бриллиантов и драгоценных камней России" на русском, английском, французском и немецком языках. Он имел 232 черно-белые иллюстрации с описанием каждого изделия. После этого большая часть коллекции была доставлена в Лондон, и 16 марта 1927 года выставлена на аукционе Christie’s "Manson & Wood" под названием "Драгоценности государства Российского". Украшения из собрания были приобретены в частные коллекции и позже повторно выставлялись на продажу аукционным домом Sotheby’s




В публикации "Короны Российской империи" на сайте "Историческая правда" рассказывается о том, как в то время поступили с главным символом власти российских монархов. Из короны выдрали все бриллианты и передали их министру финансов Ирландской Республике в качестве залога за денежный заем. Потом об этой сделке все забыли, и бриллианты оставались в дублинском сейфе до 1950 года. В конце концов власти СССР вернули Ирландии деньги, и в 1984 году уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован.
Императорская корона была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок - всего за два месяца. В настоящее время её можно увидеть в Алмазном фонде в Кремле.




Распродажа в 1920-30-х годах музеев и дворцов, церковного имущества и коронных ценностей обернулась для нашей страны культурной катастрофой. Неприкосновенные художественные запасы страны были выведены из-под контроля надежных и компетентных защитников, было нормой выламывать драгоценные камни из изделий и продавать отдельно металлы и бриллианты.
Но великая авантюра с вывозом произведений искусства на западные аукционы не оправдала себя в финансовом отношении. И жертвы оказались по большому счету бессмысленными, так как пик предложений пришелся на годы мирового экономического кризиса, когда все продавалось, но спроса на этот художественный товар не было.


Императрица Екатерина II в Большой императорской короне,1766-7. Виргилиус Эриксен. Государственный музей искусств, Дания

Несколько слов о предстоящем аукционе. Аукционы драгоценностей Sotheby’s проходят в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Женеве, Сент-Морице, Париже, Милане и Амстердаме. Уже многие годы Sotheby’s выставляет на торги предметы из самых значительных коллекций драгоценностей во всем мире, таких как коллекция герцогини Виндзорской, графини де Буарувре, принцессы Глории фон Турн и Харри Винстон.



По традиции аукционного дома  Sotheby’s накануне торгов, которые пройдут 16 ноября в Женеве, украшения "гастролируют" по миру. В Москву в этот раз привозили шесть лотов. Их можно было посмотреть в отреставрированном Шереметьевском подворье в течение только одного дня. Причина столь краткого пребывания, стремление британского дома соблюсти максимальную безопасность и свести все риски (связанные в том числе с санкциями против России) к минимуму.



В коллекцию, представленную в Москве, вошли изысканные ожерелья, подвески, браслеты, броши и тиары домов Cartier, Рене Лалик и Жана Шлюмберже. Почти каждый лот отсылает если не к истории каких-то стран, то к истории ювелирного искусства и древних родов. Например, в Москву привезли колье со старинными изумрудами и бриллиантами 1880 года римской принцессы рода Дориа-Памфили с эстимейтом $1 700 000 и ажурное ожерелье "Жасмин" из бриллиантов и цветных камней работы ювелира Жана Шлюмберже с оценочной стоимостью $200 000. Начинавший работать вместе с Эльзой Скиапарелли в Париже в начале века, Жан Шлюмберже прославился как ювелир-сюрреалист. Его фантазийные украшения имеют объем, эффект движения, легкость. Шедевры Жана Шлюмберже , стали визитной карточкой дома Tiffany & Co и украсили изящные наряды Жаклин Кеннеди и Элизабет Тейлор.
Среди привезенных в Москву украшений есть тиара Фиалка 1905 года из стекла, эмали и бриллиантов, созданная в мастерской ювелира Рене Лалика и ожерелье "Юпитер и Амалтея" из стекла, сапфиров и эмали.



За цветными бриллиантами охотятся музеи, коллекционеры и ювелирные дома. Иногда такие камни заново гранят, чтобы с помощью современной огранки показать всю их красоту, силу сияния и яркость цвета, и вставляют в новые оправы. Ведь как бы ни менялась мода на украшения, она все равно строится вокруг драгоценных камней. Но рудники скудеют, и достойные камни появляются крайне редко.
Самым дорогим лотом аукциона "Шедевры ювелирного искусства" 16 ноября 2016 года станет небесно-голубой бриллиант Cartier 8,01 карата изумрудной огранки, его оценочная стоимость - $25 млн. За последние 15 лет цены на старинные драгоценные камни с безупречной репутацией возросли в сотни раз, а на цветные, самые редкие, бриллианты - в тысячи раз. Каждое появление такого камня на аукционе - историческое событие.


Бриллиант Cartier 8,01 карата изумрудной огранки. Женский браслет из горного хрусталя и бриллиантов, мастерская Рене Буавэн, около 1934 г. Брошь-клипса Cartier& 1930 г. с бриллиантами, изумрудами и характерной величественной геометрией линий французского ювелирного дома Cartier
Tags: Аукционы, Россия, новости
Subscribe

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Рисунки Якопо Беллини

    Якопо Беллини - венецианский художник. Предположительные даты жизни 1400-1470. Родился и умер в Венеции. Сын лудильщика. Основатель художественной…

  • Андрей Дареев «Живопись». Часть II.

    Продолжаем осмотр выставки дареева "Живопись" Андрей Дареев «Дверь» х., м., 120х150, 2016 Андрей Дареев…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments