lebkatvas (lebkatvas) wrote in history_of_art,
lebkatvas
lebkatvas
history_of_art

Categories:

Замок Вайдахуняд: непростая архитектура

Замок Вайдахуняд  в архитектурном плане представлет собой единство несочетаемого: его ансамбль включает в себя романскую, готическую и ренессансно-барочную части, соединенных  единым  дворовым пространством, также сочетающем в себя элементы разных архитектурных эпох Венгрии.



Фасад главного входа Замка адекватно повторяет крепость Вайдахуняд в Трансильвании, построенную в 1450 г. и принадлежавшую семейству Хуняди, но по масштабам и пропорциям значительной ей уступает. Составные части сооружения воскрешают исторический период замка Хуняди  с 1301 по 1526 гг.


Готическая группа зданий начинается широкими стрельчатыми воротами, которые вместе с мостом напоминают вход типичного средневекового замка (при этом железная решетка стабильно фиксирована). Зубчатая балюстрада и  бойницы оборонительного коридора, расположенные по верху башни, имитируют сходное построение епископской крепости в Дяковаре (Хорватия).



С левой стороны возвышается «Башня пыток», являющаяся плодом вольного архитектурного воображения. В ее внешний фасад встроена копия выступающего из стены готического закрытого балкона трансильванского первоисточника, принадлежащего роду Хуняди.


С другой стороны ворот находится башня, за которой следует постройка с четырьмя большими готическими окнами. Фасад здания с данного ракурса завершает башня «Не бойся», образуя переход к массиву рыцарского замка, выходящего на искусственный каток городского парка.




В конце этого ряда  находится апсида капеллы, построенной в 1460х гг в имении Заполяи Сепешчютёртёкхей, с высокими окнами,украшенными ажурной каменной гравировкой. От нее в направлении ренессансного комплекса к хозяйственному входу, оформленному в средневековом духе, ведет переходная ажурная башенная стена романо-готического стиля с бойницами, в центре которой возвышается небольшая крепостнообразная полукруглая башня.



Вступив в замок через главный вход, посетитель видит во внутреннем дворе заднюю стену готической группы в виде церковного фасада. Однако за ним находится не неф, а лестница, ведущая наверх. Центр фасада занимает огромное колоритное окно из флинтгласа с ажурной каменной резьбой (в сердине розетки с внутренней стороны распложён венгерский  герб).



На задней стороне двора под тройной итальянской аркой зодчий разместил готические окна из флинтгласса с ажурной каменной резьбой, а под аркой – балкон по всей длине стены, защищенный выступающей крышей на деревянных консолях. Фасад украшают копии барельефов короля Матиша Хуняди и его жены Беатриче Арагонкой.





Группа ансамбля в романском стиле расположена налево от главного входа. Она состоит из трех частей, наиболее известной которых является так называемая Якская часовня, которая отчасти повторяет романскую церковь в поселке Як области Ваш на западе Венгрии (освящена в 1256 г.).



Внутренние стены входа в часовню богато отделаны каменной резьбой, с обеих сторон на ступечато поднимающихся  пилонах в нишах расположены скульптуры десяти апостолов с Христом в центре. Два других апостола и Мария с младенцем расположены на обеих сторонах в настенных углублениях. Львы, стоящие у входных пилонов точно дублируют архитектурные решения якского образца, поэтому их гипсовые копии сейчас представляют собой единственные адекватные соответствия  оригинальных скульптур, которые к нашему времени уже сильно пострадали от коррозии.



Остальные детали церкви отличаются свободной планировкой.  Кроме того, отличия в размерах привели и к различиям в размещении составных частей часовни (левая апсида ее прямоугольная, внутренне пространство короче и шире). Окна  часовни выполнены из флинтгласса. Прилегаюший к церкви дворик является плодом воображения архитектора, использующего частичного итальянские средневековые образцы.



В процессе перестройки дворца под музей возникла необходимость соединить готическую и ренессансную группу, чтобы разместить там служебные помещения – так возникло соединительное крыло, которое образует переход от одной эпохи к другой. Фасад ее со стороны двора являет собой аркадные ворота в духе северо-итальянского ренессанса.



Ренессансная и барочная группа различаются только фасадами, их внутренние помещения выдержаны в едином стиле барокко. Со стороны городского катка и с востока прослеживаются признаки эпохи Возрождения. Общий вид несколько мрачноватого большого заднего фасада оживляют цветные витые сграффито и бегущие по фризу ренессансные элементы, имитирующие сандрики домов области Сепеш в северной исторической части Венгрии. Фасад здесь симметричен, в середине с ризалитом, увенчанным выступающей башней, что, по мысли И. Алпара, было характерно для дворцовых фасадов немецкого ренессанса (подобные фрагменты зданий встречались в городах области Сепеш с немецким населением).



Часть здания  оформлена в духе французских ренессансных замков времен короля Ференца I-го с отчасти отштукатуренной поверхностью, декоративными колоннами и цветисным рельефом. Южный край фасада частично повторяет барочные контуры башни на бастионе святой Каталины в Брашшо. Середина расчленяется арками, а вверху заканчивается острым шпилем и четырьмя угловыми башенками. Нижнюю часть, тяжеловесную и массивную архитектор разнообразил использованием балконов и оконных рам с ренессансными и барочным украшением по образцу ратуши в Бартфе. Согласно первоначальному замыслу И.Алпара, западный фасад корпуса имитировал башню ренессансной ратуши в Лёче и ренессансный фасад с резными фризами дома Ракоци в Эперьеше. Эта часть здания во время Второй мировой войны была  полностью разрушена и входе реконструкции была восстановлена с использованием элементов фасада замка Грашшалковичей в Гёдёллё, уже в барочном стиле.





Барочный фасад здания по намерению проектровщика выстроен  в габсбургском стиле времен императрицы Марии Терезии. Здание, протянутое по извилистой линии, типично барочного характера, однако не соответствует никакому прототипу, а является вольной композицией, соединяющей элементы епископского дворца в Надьвараде, архитектурных сооружений венских зодчих Фишера фон Эрлаха и Лукаса фон Хильдебранда.



При создании купола проектировщик использовал  основной элемент ворот замка в Дюлафехерваре. Покрытые куполами два крайних ризалита  - также плод творческого воображения. Пространство главного фасада между большими арочными окнами изобилует множеством орнаментов, рельефов и скульптур, характерных для эпохи барокко. На выпуклых ризалитах  находятся парные пилоны, а на вогнутых стоят  мужские и женские фигуры атлантов, украшенных  пилястрами.  Над оконными арками первого этажа архитектор расположил  островерхие замковые камни, а на втором этаже – мужские головы и антаблемент.



Портал над главным входом свои пышным убранством превосходит  даже привычное барочное фасадостроение: трубящие крылатые англеы, парные группы путто, львиные головы, раковины, гирляндовые фестоны, каменные и жестяные вазы. Венчает купол венгерская государственная корона.



Вокруг купола и над террасной балюстрадой как бы прят скульпутры, олицетворяющие разные виды сельскохозяйственного труда. Их повтороение в разной последовательности создает впечатление  большого количества разнообразных фигур (скульпторы Й Дамко, Р. Фюреди, Б. Маркуп, Б. Радиан, И. Тот).







Переход из одной  архитектурной эпохи в другую  дает возможность как ознакомиться с различными традиционными элементами венгерской архитектуры, так и подивиться выдумке и воображению И. Алпара, сумевшего соединить  как рамках единого архитектурного комплекса, так и каждом отдельной его части  реальные и выдуманные элементы выбранных архитектурных стилей.
Tags: 13 век, 14 век, 15 век, Венгрия, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments