galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Categories:

Дамы Серебряного века в картинах Елены Киселёвой

Оригинал взят у galik_123 в Дамы Серебряного века в картинах Елены Киселёвой
Новость из мира искусства



Выставки в Музее русского импрессионизма продолжают радовать знакомством с малоизвестными, но замечательными Мастерами. С одной стороны, приятно открыть такую яркую художницу, как Елена Андреевна Кисилёва (1878-1974), а с другой стороны - очень жаль, что живопись такого качества в силу исторических обстоятельств была на некоторое время незаслуженно забыта.
В 1967 году искусствовед из Воронежа М.И. Лунева выяснила, что Елена Киселёва-Билимович живёт в Белграде. Она списалась с художницей и переписывалась с ней до последних дней жизни Елены Андреевны. Беспокоясь о своем наследии, Киселёва передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась, - в Воронежский музей изобразительных искусств. Вот так в воронежском музее оказалась большая коллекция работ этой художницы.
В живописи Елены Киселёвой чувствуется дух того времени. Художница работала в разных жанрах, но её визитной карточкой заслуженно считается женский портрет. Характер её героинь передан через их позы, мимику, жесты, одежду. В картинах преобладают яркие насыщенные цвета. Портрет прекрасной Маруси стал лицом выставки "Элегантный век". Эту картину сама художница считала самой лучшей в своем творчестве. В 1929 году работу передала в дар Воронежскому музею изобразительных искусств мать Елены - Мария Эдуардовна, живущая в то время в Ленинграде.


Маруся, 1913

Елена Киселёва родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва, который преподавал в Воронежском институте народного образования. Это его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в школе XX века, и это они определили уровень математической подготовки нескольких поколений в нашей стране. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом. Киселевы были одним из самых передовых семейств города, много путешествовали, интересовались новыми изобретениями.
Первые частные уроки рисования Елена Киселёва получила у Михаила Пономарёва, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва, по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселёва продолжила обучение на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге, на математическом факультете.
Но в 1898 году, после перенесённого тифа, Киселёва осознала, что её больше привлекает творчество и поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств. Двумя годами позже она уже училась в Академии, в мастерской Ильи Репина и была одной из его любимых учениц. В 1903 году Репин поручил Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
За свою дипломную картину "Невесты. Троицын день" Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже.


Невесты. Троицын день, 1907





Первый раз Елена Андреевна вышла замуж в 1905 году ещё будучи студенткой, за красавца-мужчину Н.А. Черного-Перевертанного, сына председателя Воронежского суда. Брак оказался неудачным и продолжался всего три года.





Девушка в красном, 1907 (справа)












Портрет Александры Шварц, 1900-е. Завтрак. Портрет Павла Щеголева, 1911





Для картины "Ревность" позировали сестра художницы Мария с мужем Дмитрием Комиссаровым.


Ревность, 1907. Собрание Олега Арюхина, Санкт-Петербург



Женский портрет (Портрет Татьяны Платоновой-Поздняк), 1907-1908






Прекрасная гортензия, 1908

В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет "Дома", где Киселёва изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А.И. Куинджи. На стенах мастерской висят, возможно, её собственные работы.


Дома, 1908






Художница с зелёной вазой. Автопортрет, 1910



Санди (Портрет художника Александра Стюарта-Хилла), 1910

Следующая картина написана в родительском имении Плясово-Юрасово под Воронежем. Позировала Виктория Федяевская, близкая знакомая семьи Киселёвых.


На балконе, 1910






Портрет Лизы, 1910

В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме. Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников.


Розовый зонтик, 1910

Киселева быстро приобрела известность в московских и петербургских художественных кругах. Она много выставлялась как в России, так и в Европе.


В ресторане. Париж, 1911

В 1911 году художница вернулась в Россию. Лучшим периодом в творчестве Елены Киселёвой стали 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны, отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно. Известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.


Лилии, 1910-е

На дачах в Куоккале Елена Киселева встречала много интересных людей.


Дачницы, 1915

С поэтессой Любовью Бродской, женой художника Исаака Бродского, она познакомилась в Куоккале у Чуковских. Любовь Бродская рисовала, занималась росписью по ткани и была членом Союза художников.


Портрет дамы (портрет Любови Бродской), 1916




Художница Елена Киселёва не раз подчёркивала, что ей очень нравится писать портреты красивых женщин и что для неё живописные задачи важнее психологизма.


В парке, 1908 год. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

В 1917 году Елена Киселёва переехала в Одессу. Здесь она встретила Антона Билимовича, с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже ректор Новороссийского университета, Антон Билимович стал постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.


Портрет Антона Билимовича, 1925, ВОХМ им. И.Н. Крамского

В январе 1920 года Антон Билимович, Елена Киселёва и их маленький 2-х летний сын Арсений эмигрировали в Королевство сербов, хорватов и словенцев и поселились в Белграде, где профессор Билимович получил работу в университете. Жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало меньше, о чём она постоянно сожалела.
На картине изображен Арсений Антонович Билимович (1918-1944), его судьба оказалась трагичной.


Портрет сына, 1925

Елена Киселёва постепенно отошла от художественной деятельности и полностью посвятила себя семье. В начале 30-х Киселёва ещё приняла участие в нескольких групповых выставках русских живописцев-эмигрантов. Но она так и не влилась в художественное сообщество Сербии.


Базар в Которе (Черногория). 1925

В своих воспоминаниях Елена Киселёва писала: "Мой муж был слишком большим учёным, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Всё было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой".


Коновланка,1920. Черногорка, 1920



Прекрасные дамы, 1927

Когда началась вторая мировая война, профессор Билимович, не желая сотрудничать с оккупантами, вышел в отставку. Семья осталась жить в оккупированном Белграде.



В этот период в жизни семьи Билимович произошла огромная трагедия. В 1942 году единственный сын художницы Арсений вместе с женой был арестован и отправлен в немецкий концлагерь. Спасти семью сына от отправки в Германию не удалось. В 1944 году сын и невестка вернулись домой живыми, но здоровье Арсения было абсолютно подорвано. Вскоре после возвращения из лагеря в этом же 1944 году он умер.



После кончины сына Елена Киселёва поставила окончательную точку в своём творчестве. В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.



Кроме картин, на выставке представлены четыре костюма, которые помогают почувствовать ушедшую эпоху. Один из них создан для телефильма «Пелагия и белый бульдог» (реж. Юрий Мороз) и является исторической реконструкцией. В костюме использованы подлинные материалы начала XX века - шёлковый муар, кружево, бархат, искусственные цветы, перья райской птицы, хлопок, бамбук, ручка, лён.









На выставке "Элегантный век" в Музее русского импрессионизма - более 50 произведений Елены Киселёвой из частных собраний, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом». Главный хранитель творческого наследия художницы, Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского, предоставил значительную часть своей коллекции и выступил в качестве соорганизатора выставки.

Tags: Россия, выставки, музеи, новости
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments