lebkatvas (lebkatvas) wrote in history_of_art,
lebkatvas
lebkatvas
history_of_art

Categories:

Эммаусы: пражский монастырь со непонятным названием, непростой историей и сложной архитектурой

Бенедектинский монастырь Эммаусы (второе название "монастырь на Словенах") был заложен в  1347 г. Карлом IV. Сильно пострадавший от бомбежек союзной авиации в 1945 г., монастырь обрел новое "лицо" в виде железобетонной крыши в виде двух пересекающихся  пиков - вместо уничтоженной во время авианалета. Именно эта часть монастыря - западная -  видна со стороны Влтавы и вызывает недоумение по поводу ее диссонанса с архитектурным обликом Праги и древностью фундамента здания, над которым она возвышается. Западный фасад монастыря был отреставрирован в соотвествии с проектом архитектора Ф.М. Черного, в результате чего башни, разрушенные по время авианалета, и были заменены на бетонные конструкции. Однако это не единственная "загадка" в истории монастыря.



Не менее интересно его название, в отношении которого существует два основных варианта. Первый из них говорит о том, что свое  название монастырь получил по располагавшемуся вблизи замка королевы Эммы  (Emmahaus). Второе, более правдоподобное в силу своего религиозного  обоснования, связывает названием монастыря с библейским Эммаусом, на пути в который произошла встреча Иисуса со своими учениками.



Еще одной исторической особенностью монастыря является то, что он являлся первым на славянских землях католическим храмом, в котором богослужение велось на церковнославняском языке специально приглашенными хорватскими монахами (отсюда, по всей видимости, происходит второе название монастыря - "на Словенах").



Архитектурная история монастыря не менее витеевата, чем и его название. Возведенный изначально в готическом стиле, в период барокко монастырь претерпел перестройки в свойственном данному периоду направлении (это касалось, в основном, Церкви Девы Марии), а через два столетия был обновлен  - уже в псевдоготическом стиле.  Сильно пострадавший от бомбежек  в 1945 г., монастырь только в 1970-х гг. был реконструирован, получив  два шпиля (вместо двух разрушенных башен) в стиле модерн.



Первоначально вход в монастырь располагался с западного фасада, который выходит на Влтаву и был сильно разрушен во время Второй мировой войны (однако, на нем сохранилось мозаичное изображение Св. Иосифа, относящееся к 1910 г.).







Современный вход в монастырь был открыт в послевоенный период. На одной из стен здания установлены фрагментарные остатки старых монастрыских ворот, на которых можно рассмотреть рельефы с изображением ангелов и горы Монсеррат - позолоченная надпись сообщает, что в 1635 г. монастырь был посвящен Монсерратской Богородице.



В этом месте первоначально находилась монастырская проходная; на ее станах можно видеть фрагменты готических украшений, в частности, отрывки из десяти заповедей. Здесь же в нише находится статуя Монсерратской Богоматери 1885 г, которая первоначально служила украшением западного фасада монастыря.

Церковь Девы Марии  и "славянских  меценатов" выстроена в готическом стиле (при этом главные и боковые нефы имеют одинаковую высоту). На своде центрального нефа сохранились гербы земель, подвластных Карлу IV.




В пресвитерии сохранились фрески, относящиеся  к 80-м гг. XIX  в.На правой стене в верхнем регистре - Коронация Девы Марии, а в нихнем- смерть Св. Бенедикта. На левой стене Св. Бенедикт и Св. Схоластика предстают перед троном Мадонны с Младенцем.





В конце северного нефа находится статуя Монсерратской Богоматери 1636 г, принесенная  испанскими монахами-бенедектинцами.



На стенах корридора монастыря сохранились уникальные фрески, созданные в 60-х гг. XIV  в.  - т.н. "эмаусский цикл", на которых представлены сцены из Ветхого и Нового Завета. Начало цикла находится  в южном крыле и практически не сохранилось - на своде можно видеть лишь фигуры шести ангелов, играющих на музыкальных инструментах.



Фрески западного, сверного и восточного крыла различной степени сохранности, часть из них была повреждена при пробивке барочного портала монастыря, часть - испорчена в результате грубой реставрации.



Цикл фресок носил просветительский характер  и играл роль иллюстраций к библейским историям, т.к.  большая часть прихожан в средние века была неграмотна.





Несмотря на относительно плохую сохранность росписей, именно данная "коллекция" является "изюминкой" Эммаусского монастыря, выделяя его из череды подобных бенедектинских монастырей - подобного не сохранилось нигде в Европе.



Своды корридоров - подлинно готические, а аркады с каменными ажурными украшениями появились в результате реготизации в XIX  в.




Вид из окна клуатра (закрытой аркадной галереи, обрамляющий прямоугольный двор монастыря) на соседнее крыло.



Вид на монастырь с Влтавы ночью.
Tags: 14 век, Чехия, архитектура, готика
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments