galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Categories:

Товарищество Голике и Вильборг

Оригинал взят у galik_123 в Товарищество Голике и Вильборг


Голике и Вильборг - художественное книгоиздательское товарищество, основанное в Петербурге в 1903 году Романом Голике и Артуром Вильборгом, создавшими лучшее полиграфическое предприятие дореволюционной России.
Используя самые передовые технологии и лучшее оборудование, Голике и Вильборг удостоились права носить официальное звание "Поставщиков двора Его Императорского Величества". Ко двору поставлялись не только книги и альбомы, но и великолепно оформленные и отпечатанные приглашения, меню, праздничные программы.
Сейчас все антикварные книги, изданные товариществом Голике и Вильборг, считаются редкими, и многие издания имеют историческую и коллекционную ценность.
Звание Поставщика двора присваивалось по заключению министра Императорского двора и означало признание государством высокого качества продукции, гарантировало фирме широкий выход на иностранный рынок, получение выгодных и престижных заказов и, как следствие, высокую прибыль. Фирма получала право изображения на торговой марке Государственного герба, своего наименования и даты основания. На торговой марке фиксировались также полученные на международных и всероссийских выставках награды. Поставщики двора выполняли заказы для царской семьи, а также дипломатические, церемониальные и почетные подарки.


Внешний вид здания товарищества "Голике и Вильборг" по ул. Мещанской, д. 2/57, 1904. Санкт-Петербург

Роман Романович Голике прошел путь от наборщика до владельца типографии (1852). Расширив производство Голике основал издательскую фирму. Его сын, Роман Романович Голике, быстро включился в работу отца, а в 1884 году открыл первую школу печатного дела при Русском техническом обществе. Не без помощи Р.Р. Голике было создано Русское общество деятелей печатного дела и проведён Первый Всероссийский съезд деятелей печатного дела.


Роман Романович Голике

Артур Иванович Вильборг - российский типограф и художник. Несмотря на маленькие масштабы, дело А.И. Вильборга сразу приобрело известность в России. Он стал почётным гражданином - купцом 2-й, а затем и 1-й гильдии.


Артур Иванович Вильборг

Начало деятельности Товарищества было связано преимущественно с выпуском афиш, рекламных плакатов, меню, а впоследствии - художественных альбомов и репродукций картин русских художников.


А.Н. Бенуа. Сосновая роща. Голике и Вильборг, товарищество



А.Н. Бенуа. Нева. Голике и Вильборг, товарищество



В.Э. Борисов-Мусатов. Прогулка при закате. Голике и Вильборг, товарищество



Животный мир.Беловежская пуща. Зубры. Голике и Вильборг, товарищество



Локомотивы и трамвай. Паровоз 1-3-1 типа "Прери" №2000. Голике и Вильборг, товарищество

Полиграфическая продукция «Товарищества Р. Голике и А. Вильборг» неоднократно удостаивалась высших наград на отечественных и зарубежных выставках: в Дрездене (1909), Турине (1911), на выставке "Искусство в книге и плакате" в Петербурге (1912).
Фирме удалось привлечь к работе художников объединения "Мир искусства". Это позволило "Голике и Вильборг" издавать книги высочайшего полиграфического уровня. Выходили подарочные фолианты, книги к знаменательным датам (100-летие начала Отечественной войны 1812 года, 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие Дома Романовых и др.).
В "Товарищесте" был издан также ряд изящных малотиражных изданий, отличающихся высокохудожественным исполнением: "Невский проспект" Н.В. Гоголя с иллюстрациями Д.Н. Кардовского (1905), "Четыре басни И.А. Крылова" (1907) с рисунками А. Орловского, "Казначейша" М.Ю. Лермонтова в оформлении М.В. Добужинского (1914), "Гравюра и литография" И.И. Лемана (1913). Вышли прекрасно иллюстрированные "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1913) в оформлении Д.Н. Кардовского и Г.И. Нарбута; "Пиковая дама" А.С. Пушкина (1911) с иллюстрациями А.Н. Бенуа; "Евгений Онегин" А.С. Пушкина (1911) с рисунками Е.П. Самокиш-Судковской; "Хаджи-Мурат" Л.Н. Толстого (1916) в оформлении и с иллюстрациями Е.Е. Лансере; "Книга маркизы" Ф. Блэй (1918) с иллюстрациями К.А. Сомова.
Были напечатаны такие шедевры полиграфического искусства, как "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны" А.Н. Бенуа (1910) с иллюстрациями "мирискуссников".



Эта книга имела по-настоящему "дворцовый" вид: большой формат, кожаный переплет с золотым тиснением, множество фотографий и иллюстраций, выполненных лучшими художниками своего времени. Издание сразу стало ярким явлением художественной жизни Петербурга.










Иллюстрации художницы Е.Самокиш-Судковской к "Евгению Онегину" по праву считаются одними из лучших иллюстраций за всю историю издания книги.
Пушкин А. Евгений Онегин. С иллюстрациями Е.Самокиш-Судковской. Издание первое. Пг., издание т-ва Р.Голике и А.Вильборг, 1908, 120 с., с илл. 26,2 x 23,2 см. Титульный лист работы А.Лео.




Титульный лист, заставки и концовки к изданию рисовал другой художник - Александр Николаевич Лео.






Стр. 2



Стр. 7. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей



Стр. 19



Cтр. 23. Как жизнь поэта простодушна, как поцелуй любви мила



Стр. 30. Явились. Им расточены порой тяжёлые услуги гостеприимной старины...



Стр. 46. Я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё нежней



Стр. 59. Таинственно ей все предметы провозглашали что-нибудь



Стр. 109



Стр. 116. И, не сводя с него очей, от жадных уст не отымает бесчувственной руки своей

Старинная Архитектура Галиции в очерках и рисунках Г.К. Лукомского. Петроград: издание товарищества Р.Голикэ и А.Вильборг, 1915г. 127 с. Издание иллюстрировано: 60 иллюстраций на отдельных листах и вклейках. Иллюстрированный авантитул. Мягкий переплет, тиснение золотом.













На базе "Товарищества" был издан ряд иллюстрированных журналов: "Мир искусства" (1904), "Аполлон" (1913-1917), "Сатирикон" (1908-1911) и "Жупел" (1905-1906), в оформлении которых в разное время принимали участие лучшие русские художники-графики: А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, В.А. Серов, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Г.И. Нарбут и дp. Кроме этого издавались и юмористические иллюстрированные журналы "Шут", "Осколки".
В 80-х годах XIX века "Осколки" был самым либеральным из российских юмористических журналов. В нём активно сотрудничал в ранние годы своего творчества А. П. Чехов. В 1882-1887 годах в "Осколках" было опубликовано более 270 произведений Чехова, в том числе его первый сборник рассказов "Сказки Мельпомены" (1884).



Товарищество "Р. Голике и А. Вильборг" процветало вплоть до 1917 года, его называли "купелью санкт-петербургской школы книжной графики". В 1918 году, после Октябрьской революции, Вильборг и Голике эмигрировали в Германию, а их "Товарищество" было национализировано. Позже предприятие получило название "15-я Государственная типография", а с 1922 года - "Типография имени Ивана Федорова".

Источники информации и иллюстраций
filokartist.net
www.antiquebooks.ru
leninka-ru.livejournal.com
www.gelos.kiev.ua
propagandahistory.ru

Tags: Россия, иллюстрация
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments