ele_n_a (ele_n_a) wrote in history_of_art,
ele_n_a
ele_n_a
history_of_art

Categories:

творческий подход к иконописанию на примере иконы Вознесение Ильи Пророка.

Оригинал взят у ele_n_a в творческий подход к иконописанию на примере иконы Вознесение Ильи Пророка.




ветхозаветний пророк Илья - один из самых любимых героев старообрядческих иконописцев.
его икона - очень красивая, яркая, и запоминающаяся.

именно на ее примере я хочу показать небольшим обзором, как в рамках строгого канона, которому подчинялось написание икон, существовало многообразие форм изображения сюжета, делающее каждую старообрядческую икону уникальным и единственным в своем роде произведением искусства.

старообрядческое иконописание было широко представлено в дореволюционной России. начиная с середины 18 века оно демонстрировало уникальное мастерство художников, продолжавших писать в творчески переосмысленном византийском стиле.

но в чем проявлялось это мастерство, если иконописец в своем труде был жестко ограничен принятыми канонами изображения того или иного иконописного сюжета?

среди мастеров были широко распространены так называемые прориси - готовые лекала, листки бумаги с дырочками, которые накладывались на заготовку будущей иконы, обводились - и вот перед нами все необходимые компоненты сюжета - каждый на своем, давно утвержденном месте.

если мы посмотрим на иконы ниже - можно обнаружить, что некоторые из них были явно написаны по одному лекалу. но все иконы разные.
мастера, не имея возможности изменить сам сюжет - охотно меняли детали.

иконы имеют одинаковый, если так можно сказать, фигурный костяк.
на них обязательно присутствуют основные сюжеты жизни пророка Илии -
в пустыне, на фоне пещеры с вороном, который приносил еду и питье,
с ангелом, который пробуждает спящего пророка,
с учеником Елисеем, раздвигающего своей одеждой (милотью), воды реки иордан, чтобы перейти посуху на другой берег,
и, наконец, вся верхняя часть -это вознесение пророка на огненной колеснице на небо, прямо к встречающему его Богу Саваофу.

такая многосоставная композиция иконы получила распространение с 17 века, и постоянно дублировалась во всех иконописных старообрядческих центрах.

это - общее.

а вот различия так же бросаются в глаза:
различная колористика икон,
добавление новых сюжетов из жизни пророка, или сокращение уже имеющегося стандартного набора,
наличие или отсутствие пояснительных надписей или цитат из Библии,
и, конечно, декоративное оформление:
цветочки, горки, облака, прорисовка лиц и одежд - все разнилось от школы к школе и от мастера к мастеру, создавая уникальность каждой отдельной иконы.

































несколько деталей более крупно - примеры разнообразия в написании горок, воды в реке, ликов, одежды при сохранении общх принципов изображения.










Tags: Россия, иконы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments