galik_123 (galik_123) wrote in history_of_art,
galik_123
galik_123
history_of_art

Categories:

Свияжск в Третьяковке



До 20 мая в Третьяковке можно увидеть уникальные иконы из Успенского собора и монастыря острова-града Свияжска. Выставку стоит посмотреть уже потому, что она дает прекрасное представление об иконах ХVI века. Более того, по средам, субботам и воскресеньям - вход на выставку бесплатный.

В 2017 году Успенский собор и монастырь Свияжска были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

18-1417.jpg


Выставка "Сказание о граде Свияжске" проходит в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи, на втором этаже. Древние рукописи и иконы рассказывают о том, как в середине XVI века недалеко от Казани, на острове в устье реки Свияги, был основан новый город. Свияжск сыграл важную роль сначала в подготовке победоносного Казанского похода 1552 года, а затем в истории края, вошедшего в состав Российского государства.




На выставке представлено 87 произведений из крупнейших музеев России: Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Государственного исторического музея, Муромского историко-художественного музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также из Библиотеки Российской академии наук и Российской государственной библиотеки.
Экспозиция развёрнута в трёх залах, в первом - рассказывается о Казанском походе.




На иконе "Благословенно воинство небесного царя" - вереница святых воинов, в том числе русских князей, возглавляемая архангелом Михаилом. Фигура на коне с Крестом в руках - первый христианский император Константин. Все они направляются к Граду Небесному от пылающего земного града. Их встречает, сидя на престоле, Богоматерь с Младенцем Христом. А ангелы несут мученикам золотые венцы.
Некогда она располагалась на южной стене Успенского собора Московского Кремля, совсем рядом с Мономаховым троном. Этот трон был установлен специально для первого венчанного царя Ивана Грозного и служил государю моленным местом. Вероятнее всего, и создание этой иконы напрямую связано с торжествами по случаю венчания Ивана IV на царство. В глазах современников изображенный сюжет перекликался и с событиями Казанского похода. Русское войско ассоциируется с воинами-мучениками, а Иван Грозный, утверждающий православие на покорённой территории, подобен Константину с Крестом в руках.

18-1418.jpg
Благословенно воинство небесного царя (Церковь воинствующая). Фото: Третьяковская галерея

На противоположной стене - икона Иоанна Предтечи в образе Ангела Пустыни. На иконе изображен небесный покровитель Ивана Грозного, святой Иоанн Предтеча. Он представлен в символическом образе крылатого Ангела пустыни. В руке он держит свиток, на котором начертана проповедь о покаянии. Именно в честь этого святого был крещен Иван Грозный. Поэтому после рождения будущего царя образ Иоанна Предтечи Ангела пустыни получил очень широкое распространение. Слева от изображения головы святого, над плечом между крылом и нимбом, вмонтирован мощевик. Надпись над мощевиком гласит: "Мощи святого пророка Иоанна Предтечи".

18-1419.jpg


Во втором разделе Свияжск показан как город монастырей и храмов.




Впервые в Москве можно увидеть иконы двух уникальных по полноте и составу древних иконостасов Свияжска: из деревянной Троицкой церкви и каменного Успенского собора. Эти иконы, ныне хранящиеся в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан, были открыты и описаны в 1920-х годах. Известно, что к их созданию был причастен архимандрит Герман.




Реставрировали монастырский иконостас церкви Святой Троицы еще в 80-е годы прошлого века. Иконостас находился в соборном храме монастыря долгие годы. Он состоит из пяти чинов: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Сохранился он благодаря тому, что после революции в монастыре была организована тюрьма, а в церкви находился склад готовой продукции - там делали табуретки, и потому он простоял долгие годы там. В 60-е годы его аккуратно демонтировали и замуровали в одной из стен, чтобы он никуда не пропал. И только в 1989 году он поступил в ГМИИ Республики Татарстан из Троицкой церкви.

18-1420.jpg


Икона "Святая Троица" украшала Успенский собор. В русском искусстве традиция изображения Святой Троицы именно таким образом получает распространение еще с середины XVI века. Эта икона была создана уже в конце XVI века, но всё равно считается одной из наиболее ранних. Отличает ее интересная иконографическая особенность - восьмиконечный Крест, на вершине которого изображен Святой Дух в виде голубя на фоне двух пересекающихся ромбов.

18-1421.jpg
Икона «Святая Троица» («Сопрестолие»)

Рукопись Четвероевангелия украшена четырьмя миниатюрами с изображениями евангелистов. Вероятнее всего, над миниатюрами этого Евангелия работали два художника. Первая миниатюра "Евангелист Матфей" выполнена в традициях тверской живописи, остальные близки произведениям московской традиции. Скорее всего, в Казань эту рукопись привёз Герман, который прибыл на новые земли вместе с Гурием в качестве архимандрита Успенского монастыря в Свияжске. На обороте последнего листа теми же коричневыми чернилами, какими написано само Евангелие, указана дата создания книги. Согласно этой записи, рукопись появилась еще в 1478 году в Твери при великом князе Михаиле Борисовиче.

18-1422.jpg
Евангелие-тетр (Четвероевангелие)

На плащанице из Успенского монастыря Свияжска изображен Христос на высоком ложе. Его голову поддерживает Богородица. За ней стоят три жены-мироносицы. К левой руке Христа припадает апостол Иоанн. А за Иоанном склоняются Никодим и Иосиф. Никодим - тайный ученик Иисуса Христа, участвовавший в погребении своего учителя, а Иосиф - богатый иудейский старейшина, в гробнице которого был похоронен Христос. В некоторой степени образцом для этого произведения послужила плащаница, созданная в 1562 году в светлице княгини Темкиной-Ростовской для кафедрального Благовещенского собора.

18-1423.jpg
Положение во гроб. Плащаница

Среди интересных экспонатов выставки - шапка Германа, архиепископа Казанского и Свияжского. С ней связана одна из самых мистических и трагических историй. Герман прибыл на новые земли вместе с первым архиепископом Казани Гурием, чтобы освятить остров и утвердить православие на новой территории. Поначалу Герман был поставлен архимандритом Успенского монастыря, а после смерти Гурия стал архиепископом. Но в 1566 году Иван Грозный вызвал его в Москву. Там государь предложил, Герману стать митрополитом, но святитель отказался и потребовал у царя сначала отменить опричнину. За такую смелость святитель был изгнан из митрополичьих палат, и через два дня после высылки Казанского и Свияжского архиепископа нашли мертвым.
Святителя похоронили в церкви Николы Мокрого в Зарядье. А в конце XVI века мощи его были перенесены в Свияжский монастырь и положены в алтаре Успенского собора, а Герман был причислен к лику святых. В 1889 году состоялась процедура переоблачения мощей Германа, она подтвердила версию о его насильственной смерти. Тогда же шапку, в которой архиепископ был похоронен, поместили в ризницу собора.

18-1424.jpg
Шапка архиерейская

Третий раздел "Просиявшая святость земли Казанской" показывает, что уже в конце XVI столетия была обретена чудотворная икона Богоматери. Главный памятник этого раздела - пелена "Богоматерь Казанская". В 1579 году в Казани произошло необыкновенное событие: была явлена чудотворная икона Богоматери. Тогда после страшного пожара, уничтожившего часть города, Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матрёне и повелела искать на пепелище свою икону.
К сожалению, спустя столетия после обретения икона была украдена и утеряна. Но осталась память о ней - эта пелена, древнейший из сохранившихся образов утраченной чудотворной иконы "Богоматери Казанской". Иконография и размер пелены точно соответствуют чудотворной иконе Богоматери. Предназначалась эта пелена для украшения легендарной чудотворной иконы Богоматери Казанской, для которой в 1595 года построили каменный храм Богоматери Одигитрии. В посвященном этому событию сказании архиепископ Казанский и будущий патриарх Гермоген назвал икону "Одигитрией - Путеводительницей". Вскоре, в Смутное время, Богоматерь Казанская стала знаменем народного ополчения Минина и Пожарского, освободившего в 1611 году Москву от иноземцев.

18-1425.jpg
Богоматерь Казанская. Пелена

Изображение Богоматери на иконе из местного ряда иконостаса Троицкой церкви восходит к чудотворной византийской иконе Одигитрии. Одигитрия - один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. По преданию, впервые подобный образ был написан самим евангелистом Лукой. Та самая первая Одигитрия стала охранительницей Константинополя и всей Византии. Икона, вероятно, была прислана в Свияжск из Москвы.

18-1426.jpg
Богоматерь Одигитрия. Середина XVI века. из местного ряда иконостаса Троицкой церкви в Свияжске

Источники информации и фото:
tretyakovgallery.ru
izi.travel/ru
tretyakovgallery.blogspot.ru
Tags: Россия, иконы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments