clervo (clervo) wrote in history_of_art,
clervo
clervo
history_of_art

Categories:

Репродукции мозаик Сан-Витале: "ошибка копирования файла"

Попалась тут мне в сети вот такая забавная репродукция знаменитой мозаики из Равенны, на которой изображены император Юстиниан и его приближенные (явно скан с чего-то западно-европейского, печатного (не рукописного), относящегося ко второй половине XVII - началу XVIII века):

Юстиниан.jpg

При всей узнаваемости сюжета подобное исполнение на первый взгляд больше смахивает, скорее, на дружеский шарж. Кто и когда сделал этот рисунок?


Найти книгу, в которой он предположительно размещен, удалось не сразу. Похоже, что в Интернете это изображение появилось впервые в анонсах научной конференции, посвященной Прокопию Кесарийскому и проходившей в Майнце в 2014 году. И вот что нам показывает всплывающая при наведении на картинку библиографическая ссылка: "De Byzantinae historiae scriptoribus. Editio secunda. Ad Luparaem fideliter expressa sub felicissimis Philippi V. Hispaniarum ac Indiarum Regis Cahtolici auspiciis (Venetiis. Ex Typographia Bartholomaei Javarini M.DCC.XXIX): Illustration to the commentary on chapter 14 and 15 of the Historia Arcana.". К венецианской же публикации "Византийской истории" Прокопия Кесарийского от того же 1729 года отсылает и любимый мною "Arzamas". Примем эту информацию за основу и пойдем искать книжку.

В Google Books есть немало файлов с копиями интересующего нас издания с разным количеством страниц, но ни в одном из них таких иллюстраций нет. Думается, тот, кто первым загрузил картинку в сеть, пользовался каким-то еще неоцифрованным экземпляром, поэтому совершенно отбрасывать вариант 1729 года не станем - он просто пока не подтвержден, - и поищем еще.

Долгим перебором различных комбинаций данных в поисковых запросах удалось найти напечатанный в 1680 году первый том "Истории Византии с коментариями" одного из основоположников научной византинистики Шарля Дюканжа (полные выходные данные: Du Cange, C.D. Historia Byzantina duplici commentario illustrata: Prior familias ac stemmata imperatorum Constantinopolitanorum, cum eorumdem Augustorum nomismatibus, & aliquot iconibus, praeterea familias Dalmaticas & Turcicas compectitur: alter descriptionem urbis Constantinopolitanae, qualis extitit sub imperatoribus christianis / Du Cange, Charles Dufresne ; Auctore Carolo Du Fresne domino Du Cange, regi a consiliis, & Franciae apud Ambianos quaestore. - Lutetiae Parisorum [Paris]: apud Ludovicum Billaine, Bibliopolam Parisiensem, 1680; один из экземпляров в Google Books). Какая удача: на 97-й странице книги обнаружилась на только интересующая нас перерисовка, но и репродукция с парной "женской" мозаики!

Юстиниан и Феодора_репродукция.jpg

Рядом для удобства сравнения приведем оригиналы:

Meister_von_San_Vitale_in_Ravenna_003.jpg

Meister_von_San_Vitale_in_Ravenna_006.jpg

Как разительно отличаются репродукции от оригинала! На "мужском" рисунке все фигуры переоблачились из свох роскошных тяжелых одеяний в какие-то мягкие по фактуре обноски (особенно умиляют "заячьи ушки" застежек на правых плечах неизвестного патриция, Велизария и Нарсеса), а император, лишившись некоторых частей протокольного костюма, игриво выставил коленку в разрез плаща. Кардинально изменились прически и появились удивительные шапочки с опушкой одесную Юстиниана и разнообразие плешей ошую его. И самое главное, изменились выражения лиц, они стали гораздо более приветливыми, а Нарсес и Велизарий так даже слегка улыбаются! Правда, епископ Максимиан выглядит грустным и опустил глаза, но это и понятно, ведь ему пришлось претерпеть полное изменение формы головы.

Феодоре и ее свите тоже не повезло. Грозные телохранители стали какими-то то ли евнухами, то ли монахами, дочь Велизария утратила молодость, а сама императрица лишилась почти всех украшений (и это вдобавок к общему оскуднению костюма).

В чем же причина такой метаморфозы? Всего лишь в том, что у художника, срисовывавшего мозаики, не было под рукой современного фотоаппарата с приличным зумом и хорошего графического редактора наподобие Photoshop'а. На расстоянии не были видны подробности высоко расположенных портретных групп, да и поверхность стен наверняка была подзакопченой, что тоже не способствовало хорошей видимости, вот мастер и додумывал детали, интуитивно заполняя силуэты чем-то подходящим. Именно поэтому Евангелие в драгоценном окладе, которое держит священнослужитель, обратилось в коробку, а прекрасные золотые чаши в руках императора и императрицы - в миски. Такая вот ошибка копирования файла. Ну, или потери в изображении при ручном кустарном ресамплинге.

P.S. Кстати, "мужские" рисунки 1680 и 1729(?) годов несильно, но различаются между собой. Самая ранняя иллюстрация грубее по исполнению, но зато несколько ближе к оригиналу (например, в случае изображении фибулы, которой заколот плащ на правом плече Юстиниана). К достоинствам же позднейшей версии отнесем более тонкую работу гравера и больший психологизм.

P.P.S. Было бы интересно узнать, восходят ли эти два изображения к общему протографу - копии с натуры (и, следовательно, создавались независимо друг от друга), или же иллюстратор издания XVIII века имел перед глазами издание XVII века. Но такое исследование, увы, дистанционно, вне архивов и библиотек, не проведешь.

Tags: 17 век, 18 век, Византия, мозаика
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…