vittasim (vittasim) wrote in history_of_art,
vittasim
vittasim
history_of_art

Categories:

Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», посвященная выдающемуся археологическому открытию всемирно известных древнеримских городов – Помпей и Геркуланума, погибших в I веке в результате извержения вулкана Везувия.



Выставка «Боги, Люди, Герои» – масштабный проект Государственного Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпей, включающий более 200 шедевров античного искусства, среди которых и произведения «помпеянского» собрания Эрмитажа. Впервые российскому зрителю представлены всемирно известные памятники – фрески, мозаики, скульптура из бронзы и мрамора, изысканные произведения декоративно-прикладного искусства, предметы повседневной жизни, отражающие религиозную сторону римской жизни и высокий уровень социально-экономического развития общества.



Специально отобранные для выставки экспонаты – уникальные предметы из стекла, изделия из бронзы, расписные керамические сосуды, сгруппированные в витринах по типам, материалам и своему назначению, доподлинно воссоздают привычки римлян, живших 2000 лет назад, их быт и досуг, стиль жизни – римский modus vivendi, немыслимый без общественной жизни, посещения театральных представлений и гладиаторских боев.


Осциллум. Первая половина в. н. э.
Мраморный медальон, подвешенный на крючке (осциллум), украшал сад дома Золотых амуров. На лицевой стороне изображен бородатый кентавр с поднятыми передними ногами, опирающимися на камень. С его левого плеча ниспадает шкура льва, напоминающая о Геркулесе. Мифологическое существо запечатлено в момент бросания камня правой рукой. На тыльной стороне обращенный влево кентавр
представлен со спины. Эти два изображения, очевидно, представляют последовательные фазы одного из мифов, где Геркулес и кентавр являлись главными героями.


Двойной трапезофор (подставка стола, часто в виде статуэтки.) Начало Iв.
Картибул в доме Корнелия Руфа. I в. н. э.

В атриуме дома Корнелия Руфа, около имплювия, возвышается мраморный резной картибул - стол для котлов. От него сохранились две мощные подставки, которые поддерживали когда-то тяжелую мраморную плиту стола. Картибул богато декорирован фигурами могучих грифонов, переплетенных растительным орнаментом. Надо полагать, что на картибулах выставлялась самая ценная, парадная посуда: серебряные, позолоченные блюда, чаши, кубки, солонки.


Двойной трапезофор (подставка стола, часто в виде статуэтки.) Начало Iв.
Картибул в доме Корнелия Руфа. I в. н. э.


Двойной трапезофор (подставка стола, часто в виде статуэтки.) Начало Iв.
Картибул в доме Корнелия Руфа. I в. н. э.


Двойной трапезофор (подставка стола, часто в виде статуэтки.) Начало Iв.
Картибул в доме Корнелия Руфа. I в. н. э.


Бронзовая статуя Аполлона из древнего святилища II в. до н. э

Статую мечущего стрелу Аполлона, разбитую на несколько частей, обнаружили в 1817-1818 годах между территорией храма Юпитера и городскими стенами. Молодой бог, развернувшийся вправо в атакующей позиции, натягивает лук, возможно, выполненный из драгоценного материала и утраченный после извержения 79 г. н. э. Вставки из кости и эмали, которые украшали глаза, ныне утрачены.


Бронзовая статуя Аполлона из древнего святилища II в. до н. э.

Статуя Аполлона представляет собой римскую копии, исполненные в поздний период правления Тиберия с греческих скульптур, принадлежавших к группе Ниобид. Согласно мифу, Аполлон и Артемида поразили своими смертоносными стрелами сыновей и дочерей Ниобы. Последняя насмехалась над их матерью богиней Лето за то, что у нее было всего двое детей. В статуе Аполлона заметно далекое отражение греческой скульптуры конца IV века до н. э. Это видно в подвижном равновесии позы, удлиненных пропорциях гибкого, атлетически развитого тела. Это была одна из первых крупных бронзовых статуй, найденных в Помпеях и Геркулануме.


Бронзовая статуя Аполлона из древнего святилища II в. до н. э. Деталь


"Бюст Аполлона". Серебро, бронза. Геркуланум. Iв н э
Подобные бронзовые диски подвешивали к предметам обстановки таким образом, чтобы оба божества смотрели друг на друга. Аполлон и Диана, воспетые Горацием в «Юбилейном гимне» (Carmen saeculare), который исполняли перед храмом Аполлона
Палатинского в Риме, считались божествами- покровителями императора Августа. Бронзовые основы, где установлены чеканные серебряные диски, имеют форму щита-пельты в нижней части и профили дельфинов в верхней части. (Пе́льта — лёгкий кожаный щит, используемый фракийскими пехотинцами, имеющий форму полумесяца.)


"Бюст Дианы". Серебро, бронза. Геркуланум. Iв н э
Подобные бронзовые диски подвешивали к предметам обстановки таким образом, чтобы оба божества смотрели друг на друга. Аполлон и Диана, воспетые Горацием в «Юбилейном гимне» (Carmen saeculare), который исполняли перед храмом Аполлона
Палатинского в Риме, считались божествами- покровителями императора Августа. Бронзовые основы, где установлены чеканные серебряные диски, имеют форму щита-пельты в нижней части и профили дельфинов в верхней части. (Пе́льта — лёгкий кожаный щит, используемый фракийскими пехотинцами, имеющий форму полумесяца.)


Статуя.Дианы Фреска из Помпей (VI, 17, 10). 50—1 гг. до н. э. Помпеи, Дом Танцовщицы, или Дом Дианы I, 28 октября 1763 г.
Диана изображена в коротком хитоне выше колен, высоких кожаных сандалиях, с длинной пикой, луком и колчаном за правым плечом, с сияющим венцом на голове.


Статуя.Дианы Фреска из Помпей (VI, 17, 10). 50—1 гг. до н. э. Помпеи, Дом Танцовщицы, или Дом Дианы I, 28 октября 1763 г. Деталь


Статуя Аполлона Кифареда. Фреска из Помпей (VI, 17, 10). 50—1 гг. до н. э. Помпеи, Дом Танцовщицы, или Дом Дианы I, 28 октября 1763 г.
Статуя Аполлона Кифареда изображена на высоком постаменте. Бог, увенчанный лавровым венком, в правой руке держит украшенную ленточкой ветвь, тоже лавровую, а его левый локоть опирается на большую кифару.


Статуя Аполлона Кифареда. Фреска из Помпей (VI, 17, 10). 50—1 гг. до н. э. Помпеи, Дом Танцовщицы, или Дом Дианы I, 28 октября 1763 г. Деталью
«На неделе, завершившейся 29 октября 1763 года, в городе найдено до десяти античных картин, а недавно в конце прошлой недели сделаны новые находки; на этих картинах изображены Диана Охотница, Аполлон и другие; осмотрев их все, синьор Падерни приказал вырезать только две из первых десяти картин, а остальные восемь засыпать землей как негодные».


"Камея с Ариадной". Голубое и белое стекло. Дом Марка Фабия Руфа. Конец I в. до н. э. - начало в. н. э Помпеи.
Камея или, точнее - панель (стеклянная паста на стеклянной пластине), вероятно, являлась частью декора деревянной мебели или, возможно, стены. Мастерской, в которой изготавливалась панель, довольно высокого класса, потому что изделия в такой технике довольно редки. . Изображенная сцена связана с мифом о Дионисе и Ариадне. Сидящая Ариадна протягивает правую руку с бокалом к танцующей молодой женщине с кувшином. Слева от нее - танцующий Силен; у его ног - корзина со священными атрибутами культа Диониса.
Таких панелей в 1960 году было найдено две, не совсем в Доме Марка Фабия Руфа, а поблизости, в кучах мусора. Тем не менее, считается, что они принадлежат указанному владению. Дом расположен в Западной инсуле.


"Камея с Вакхом и Ариадной". Голубое и белое стекло. Дом Марка Фабия Руфа. Конец I в. до н. э. - начало в. н. э Помпеи.


«Дионисийская сцена» . Шифер и мрамор. 1 в.н.э.
В мае 1845 года при раскопках уровней, соответствующих верхнему этажу дома, были обнаружены небольшие фрагменты цветного мрамора, которые атрибутированы как дионисийские персонажи. На представленной сцене изображены менада с факелом и
тимпаном и силен, сотрясающий тирс и вращающий рукой шкуру пантеры. Для инкрустации были использованы тонкие листы мрамора желтого цвета («нумидийского») и цвета персика, происходящие, соответственно, из Африки и Эвбеи, а также листы из зеленого (paesina) и белого (palombino) итальянского известняка.


«Дионисийская сцена» . Шифер и мрамор. 1 в.н.э. Деталь


«Дионисийская сцена» . Шифер и мрамор. 1 в.н.э. Деталь


“Дионис и Ариадна” Фреска IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета,триклиний.  Картина, относящаяся к IV помпейскому стилю, датируется эпохой правления императора Нерона 54—68 годы н. э.

Фреска отделена для консервации от северной стены помещения — столовой (триклиния) дома Золотого браслета, одного из внушительных зданий, построенных на западной оконечности холма, где возвышаются Помпеи. Фреска "Дионис и Ариадна" происходит с северной стены триклиния, имевшего вид на сад. Все это великолепие находилось на нижних уровнях владения и имело прекрасный вид в сторону моря. Для изображения Диониса и Ариадны на переднем плане используются самые разнообразные и яркие краски. Позади них находится Силен, наблюдающий эту сцену. Спереди от них находится небольшой кирпичный лабиринт. На заднем плане, выполненном в мягких зеленых и серых тонах, изображена бухта и скудный скалистый пейзаж, представленный несколькими кустами без листьев. В правом верхнем углу изображен находящийся в бухте корабль Теcея. Он обращен носом в открытое море, поскольку покидает остров.


“Дионис и Ариадна.” Фреска IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета,триклиний).  Картина, относящаяся к IV помпейскому стилю, датируется эпохой правления императора Нерона 54—68 годы н. э. Деталь

Фреска представляет собой картину, находившуюся в центре средней зоны черного цвета, увенчанной изящной горизонтальной гирляндой из ветвей плюща и сплетенных побегов виноградной лозы. Панель также включает в себя часть верхней зоны темно-красного цвета, ограниченной насыщенно-желтым фризом. У основания фриза находится зубчатый карниз, на котором помещена серия изящных изображений желтых грифонов с голубыми крыльями, расположенных друг против друга и чередующихся с человеческими фигурами с подносами. Золотая маска является центральной частью этой композиции (на бордюре, с грифонами), а из хвостов крылатых мифических чудовищ выходят завитки. Эти завитки представляют собой растительный орнамент с розами и бутонами на концах, типичный мотив раннеимперских орнаментов.
Под фризом на выкрашенной в черный цвет стене находится первая из двух полосок, обрамляющих основное изображение, которая состоит из переплетенных с плющом виноградных листьев с красными и желтыми соцветиями. Вокруг изображения — красное обрамление с белыми краями, отделяющее изображение от черной стены.



“Дионис и Ариадна.” Фреска IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета,триклиний).  Картина, относящаяся к IV помпейскому стилю, датируется эпохой правления императора Нерона 54—68 годы н. э. Деталь

Картина посвящена событиям, последовавшим за тем, как Ариадна была оставлена Тесеем на острове Наксос и на этом же острове появился Дионис, которого привлекала красота девушки. Бог изображен в тот момент, когда им овладел внезапный любовный порыв. Он облокотился о скалу, поднял и согнул в локте правую руку. На голове Диониса — венок из виноградных листьев и соцветий, а его жезл (тирс) приставлен к скале, которая находится позади. Его красная хламида, окаймленная синей полосой, накинута на поднятую руку и спадает до бедер. Дионис слегка повернулся влево, о чем можно судить по положению его левой ноги, развороту лица в направлении девушки и легкому наклону туловища вправо, — это сделано для того, чтобы его влюбленный взгляд предстал перед нами в центре композиции.


“Дионис и Ариадна.” Фреска IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета,триклиний).
 Картина, относящаяся к IV помпейскому стилю, датируется эпохой правления императора Нерона 54—68 годы н. э. Деталь

Он касается левой рукой груди обнаженной Ариадны, которая стоит справа от него, на ней надеты лишь две золотые подвески, она пытается прикрыть свои бедра сине-зеленой накидкой, которая развевается от дуновений волшебного ветра теофании.


“Дионис и Ариадна.” Фреска IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета,триклиний). Картина, относящаяся к IV помпейскому стилю, датируется эпохой правления императора Нерона 54—68 годы н. э. Деталь

Композиция сфокусирована на правой части картины, что позволяет зрителю сосредоточиться на чувственной составляющей рисунка, что подчеркивается длинной диагональной линией тирса. Баланс изображения создается благодаря тому, что слева из-за камней появляется фигура Силена. У него длинная белая борода, большой нос, темная кожа и длинные красные козлоподобные уши, в правой руке он держит бубен, в левой — тирс; он изображен в противоположной стороне от главной части композиции.


“Дионис и Ариадна.” Фреска IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета,триклиний). Картина, относящаяся к IV помпейскому стилю, датируется эпохой правления императора Нерона 54—68 годы н. э. Деталь


“Фетида и Гефест.” Фреска. Помпеи IX 1, 7. I в. н. э. Дом Геракла и свадьбы

Картина находилась в центре эдикулы с сохранившимися позолоченными боковыми колоннами. Сцена изображает следующий эпизод: Гефест вручает Фетиде оружие, которое он специально выковал для Ахилла. Фетида сидит на богато украшенном троне и, хотя, согласно Илиаде, щит Ахиллеса был украшен разнообразными рельефами, Фетида видит на выпуклой поверхности щита свое отражение.


“Фетида и Гефест.” Фреска. Помпеи IX 1, 7. I в. н. э. Дом Геракла.и Свадьбы Деталь


“Фетида и Гефест.” Фреска. Помпеи IX 1, 7. I в. н. э. Дом Геракла.и Свадьбы Деталь


“Марс и Венера”. Фреска. Помпеи Iв.н.э.

Тема любви Марса и Венеры варьируется в помпейской живописи не менее тридцати раз; представленная фреска является лучшим ее вариантом. На этой помпейской фреске представлен любовный союз столь не похожих друг на друга Венеры и Марса — нежной богини любви и грозного покровителя войн. В близости Венеры Марс снимал свои доспехи и складывал оружие, в другое время устрашавшее врагов, а в эти идиллические минуты служившее забавой детям. Помпейский художник изобразил свирепого Марса заботливым супругом, набрасывающим покрывало на нагое тело своей возлюбленной и не обращающим внимания на шалости малышей, их общих сыновей. Один из них примеряет на себя отцовский шлем, сгибаясь под его тяжестью, другой, крылатый игривый Купидон, завладел оружием.


“Марс и Венера”. Фреска. Помпеи Iв.н.э Деталь


Фрагмент росписи зала Морских чудовищ. “Нереида, плывущая на морской пантере.” Вилла Ариадны в Стабиях. I в. н. э.

Фреска с Нереидой, возлежащей на мифическом чудовище - полу-пантере полу-змея, была найдена на вилле Ариадны в Стабиях в 1760 году. С тех пор этот сюжет стал очень популярным в декоре стен, мебели и предметов домашнего обихода на рубеже XVIII-XIX веков.
Живописные панели в комнате Морских чудовищ свидетельствуют о высокоразвитом декоративном искусстве. Мягко и грациозно изогнувшись, нереида наливает вино из лекифа в плоскую чашу - фиалу. Рисунок построен на плавном ритме волнообразных линий, которые очерчивают тела обнаженной нереиды и изгибающегося кольцами животного. Яркая, радостная цветовая гамма достигнута сочетанием красных, розовых и зеленых тонов.


Фрагмент росписи зала Морских чудовищ. “Нереида, плывущая на морской пантере.” Вилла Ариадны в Стабиях. I в. н. э. Детаьл
Менада, или вакханка, — женщина, участвующая в дионисийском культе, сопровождающемся неистовыми плясками, возлияниями вина и песнями. Танец вакханок приводил их в экстаз, в котором они приближались к своему божеству. Само наименование спутниц Диониса (Вакха) поясняет их эмоциональное состояние во время исполнения танца: «менады» переводится как «безумствующие».
На фреске менада изображена не в диком танце, а на спине пантеры. Это еще один символ дионисийского культа: пантера считалась животным Вакха, следующим за ним. Вакханка в свою очередь олицетворяет служение Дионису. На фреске присутствует еще один атрибут этого бога — вино. Художник явно и не случайно призывает к любованию своей вакханкой, соблазнительные изгибы обнаженного тела которой притягивают взор: праздники в честь бога Диониса отличались разгулом страстей.


“Рельеф с Афродитой и Эросом” Конец IV в. до н. э,.

Афродита-Урания изображена рядом с пещерой, напоминающей посвященное ей святилище на склонах афинского Акрополя. Крылатый мальчик - Эрот, божество, которое также почитали в том же афинском храме. Рельеф, датируемый концом IV в. до н. э.,уже утратил свою религиозную ценность и был установлен вместе с другими, более поздними образцами вдоль стен перистиля этого помпейского дома, свидетельствуя об интересе владельца к произведениям греческого искусства по моде того времени.


"Статуэтка Венеры". Мрамор. Оплонтис. Вилла А. Конец I в. до н. э.

Статуя Венеры, созданная в конце I в. до н. э., восходит к греческому оригиналу эпохи эллинизма. Этот изысканный образ пользовался большой популярностью в римскую эпоху в везувианской округе. На мраморе еще сохранились слабые следы краски, которые свидетельствуют о том, что первоначально скульптура была раскрашена.
Мраморная скульптура из виллы Поппеи в Оплонтисе, возможно, принадлежавшей супруге императора Нерона Поппее Сабине


"Статуэтка Венеры". Мрамор. Оплонтис. Вилла А. Конец I в. до н. э.


"Статуэтка Венеры". Мрамор. Оплонтис. Вилла А. Конец I в. до н. э.


"Статуэтка Венеры". Мрамор. Оплонтис. Вилла А. Конец I в. до н. э.


"Статуэтка Венеры". Мрамор. Оплонтис. Вилла А. Конец I в. до н. э.


“Три Грации” 30-45 гг. до н.э.

Грации — богини радости, молодости и красоты — сопровождали Венеру и проводили время в легких танцах, олицетворяя радость бытия. Художник изобразил их на фоне пейзажа обнаженными, а волосы украсил венками. Фигуры скомпонованы таким образом, что две крайние девушки повернуты лицом к зрителю, а центральная — спиной, но предоставлена возможность созерцать ее профиль. Такая композиция позже воспроизводилась во многих произведениях европейской живописи. Мягкие очертания женственных фигур, изящные позы ласкают взгляд зрителя. Обнаженные девушки не таят своей красоты, но их лица задумчивы и чисты, а позы лишены жеманства и призывности.


“Три Грации.” Мозаика из Помпей (дом Аполлона, VI, 7, 23, внутренняя стена сада). Стеклянная масса.

Панно с тремя Грациями является одним из редких примеров настенной мозаики, найденной в Помпеях, где в начале I в. н. э. распространилась мода на украшение стен садов или нимфеев мелкими цветными кусочками смальты. В стену, обращенную к саду дома Аполлона, были вставлены три панно - два со сценами, связанными с Ахиллесом, и одно - с тремя Грациями.


“Три Грации.” Мозаика из Помпей (дом Аполлона, VI, 7, 23, внутренняя стена сада). Стеклянная масса. Деталь


“Иерогамия Юпитера и Юноны.” Помпеи. Дом трагического поэта. I в. н.. э.

Картина находилась на стене желтого цвета, под перспективным меандром и фризом с растительными узорами на черном фоне. Свадьба Юпитера и Юноны происходит на открытом пространстве. На голове происходит на открытом пространстве. На голове
громовержца венок из листьев дуба, в левой руке он держит длинный скипетр, а правой берет за руку Юнону, одетую в белый хитон с золотой вышивкой. Богиню, которая держит фату, сопровождает крылатая Ирида.


“Иерогамия Юпитера и Юноны.” Помпеи. Дом трагического поэта. I в. н.. э. Деталь

Иерогамия («священный брак») — сексуальный ритуал, символизировавший брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди.


“Зевс на троне, увенчиваемый Никой”. Помпеи, Дом Диоскуров атрий 62—79 гг.


“Зевс на троне, увенчиваемый Никой”. Помпеи, Дом Диоскуров атрий 62—79 гг. Деталь


Бюст Юпитера из помпейского Капитолия. Мрамор I в.н.э.

Бюст Юпитера найден в помпейском Капитолии вместе с фрагментами других статуй. Бюст, некогда принадлежавший акролитной статуе (голова и конечности исполнены в мраморе, одеяния - из пестрого и темного камня, на деревянном каркасе является вариантом так называемого Зевса Отриколийского. Изображение копирует культовую статую из слоновой кости и золота, изваянную Аполлонием в эпоху Суллы для римского Капитолия.


Бюст Юпитера из помпейского Капитолия. Мрамор I в.н.э.


“Конкордия Августа.” Помпеи. Здание Евмахии. Мрамор I в.н.э.

Статуя найдена в августе 1818 г. внутри здания на восточной стороне помпейского Форума, которое было построено жрицей Евмахией, посвятившей его части - вестибюль-халцидик, портик и крипту - Согласию (Concordia) и Благочестию (Pietas) Августа, как это указано в надписи, размещенной на боковом входе здания с улицы Аббонданца. На женской фигуре - длинный хитон и плащ, покрывающий ее руки до запястий; правая рука поднята к лицу, а в левой она держит рог изобилия, наполненный фруктами, - атрибут, позволяющий персонифицировать статую с Конкордией Августа, одной из богинь, которой было посвящено здание, и связать с ней местное воплощение новых изображений божеств, распространившихся в Риме во время правления императора Августа.
Статуя - воплощение этой самой Конкордии Августа, то есть богини Согласия, связанной с императорским культом, и, возможно, изображавшей Ливию, супругу императора Августа.


“Конкордия Августа.” Помпеи. Здание Евмахии. Мрамор I в.н.э. Деталь

Нашли статую без головы, правой руки, пальцев левой руки, части рога изобилия. Кое-что недостающее (фрагмент рога изобилия, части левой руки) откопали только через два года. Интересно, что статуя подвергалась  двум реставрациям - после землетрясения 62 года (чинили рог изобилия с рукой и добавили кронштейны для лучшей устойчивости) и в 19 веке (новая база из лавового блока, переделка правой руки, новая голова - возможно, от статуи Амазонки из коллекции Фарнезе).
Высота статуи вместе с лавовым основанием - 2,17 м, голова - 34 см. Обе части сохранили следы окраски.


“Конкордия Августа.” Помпеи. Здание Евмахии. Мрамор I в.н.э.

https://www.kommersant.ru/doc/3930799

http://pompeii.ru/vita/cameo_glass.htm

http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1936

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st026.shtml

https://ulli-u.livejournal.com/298092.html

https://www.liveinternet.ru/community/lj_babs71/post453752104/  

https://hekitateru.livejournal.com/3619799.html https://coollib.net/b/355179-d-perova-natsionalnyiy-arheologicheskiy-muzey-neapol/read

Эрмитаж. Виртуальный визит.

Tags: Италия, выставки, мозаика, скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments