sarmata (sarmata) wrote in history_of_art,
sarmata
sarmata
history_of_art

Categories:

"Кони Лисиппа" и конокрады

Над главным порталом Собора Св. Марка в Венеции возвышается четверка бронзовых позолоченных коней, бывших когда-то частью античной скульптурной группы. Их происхождение точно неизвестно. По традиции их приписывают греческому скульптору Лисиппу (? - ок. 310 г. до н.э.). По одной из версий, кони первоначально находились в храме Аполлона в Дельфах в качестве дара родосцев и были запряжены в колесницу Аполлона, по другой версии - они происходят из Александрии, столицы эллинистического Египта. 


Т.н. "кони Лисиппа" (IV в. до н.э.) - оригинал. На фасаде Собора Св. Марка сейчас находится копия.


Греческая бронзовая статуя V в. до н.э.


В I веке н.э. при императоре Октавиане Августе (43 г. до н.э .- 14 г. н.э.) Квадрига была привезена в Рим и установлена на его триумфальной арке. При императоре Нероне (54-68) "перекочевала" на его триумфальную арку, а при императоре Траяне (98-117) - соответственно на арку Траяна. В 315 году установлена на триумфальной арке Константина Великого, возведенной в честь победы над Максенцием в 312 году. Затем снята, перевезена в Константинополь и установлена на константинопольском ипподроме. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. по приказу дожа Энрико Дандоло Квадрига была вывезена в Венецию (по другим данным, вывезена венецианцами в конце существования т.н. Латинской империи) и установлена на главном фасаде Собора Св. Марка в 1261 году. 

Собор святого Марка построен в конце X - начале XI в. в византийском стиле и украшен внутри византийскими мозаиками. Его крестово-купольная конструкция напоминает традиционное для русской церковной архитектуры пятиглавие.




В XVIII в. некоторые архитекторы высказывали мнение, что кони Лисиппа установлены слишком высоко и плохо поддаются обзору, поэтому предлагали их снять и установить на площади перед Дворцом Дожей. Сторонником этой идеи был, в частности, великий итальянский скульптор Антонио Канова. Воплощение этого проекта можно увидеть на картине-фантазии Каналетто (1697-1768), написанной в 1743 году. 


В 1797 году Квадрига была снята по приказу Наполеона Бонапарта, командующего французской армией в Италии, привезена в Париж и установлена над главными воротами дворца Тюильри. 

Французы в Венеции в 1797 г. На заднем плане видно, как снимают коня с фасада Собора Св. Марка.


Французы вывезли из Италии большое количество культурных ценностей. На этой росписи на севрской фарфоровой вазе, выполненной Беранже, показано, как транспортируют скульптуру Лаокоона, уступленную Папой по мирному договору с Французской Республикой. Большую часть "перемещенных ценностей" после Реставрации пришлось вернуть.


В апреле 1808 года Квадрига была воодружена на вершину Триумфальной Арки на площади Карусель возле Лувра, построенной в честь побед Великой армии в кампании 1805 года. Торжественное открытие Триумфальной Арки на площади Карусель состоялось 15 августа 1808 г. После Реставрации по решению Венского конгресса Квадрига была возвращена в Венецию, а вместо нее установлена скульптурная группа работы Бозио. 


Во время Второй мировой войны Квадрига была снята с фасада Собора Св. Марка и помещена в бомбоубежище, а после ее окончания возвращена на место. В 1982 году окончательно снята и помещена в музей внутри собора, а на фасаде установлена копия. 



Большое изображение ( 1024 x 768 ) 


 

Tags: скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments