Пастель (_pastel_) wrote in history_of_art,
Пастель
_pastel_
history_of_art

Categories:

Я пишу свет, который льется из всех тел

"Жить – значит прыснуть семенем; жить – значит выбрасывать семя, расточать, – для кого? – для других, бедных, может быть, для вечных школяров. Я приносил дары, посылал и дарил глаза. Выражающий и есть художник. Живущий – один-единственный"
(из стихотворения Шиле "Автопортрет")


Статья, посвященная творчеству Эгона Шиле. В инете, к сожалению, только урезанная версия:




Работал Шиле неровно. Есть великое и разное. В статье разбор не только достоинств, но и недостатков. Все замечания, по-моему, очень по делу.

"Опасности" для творчества Шиле (в каком направлении происходит сбой, спад "качества": а) чистый атлетизм игры форм, рисунка; б) пустоватая резкость, форсированность; в) ложная многозначительность, плакатность; г) мрачность (облика произведений, а не образов); д) любит пугать и дразнить; е) в законченных вещах появляется монотонность, даже будничность тона и фактуры; ж) трудности с организацией пространства, особенно в глубину; з) трудности с фактурой и цветом, нередко перегруженными и вялыми.
Слабое у Шиле, Это прежде всего "содержание", если оно литературно-религиозно-символическое. Таковое не отличается проработанностью, оригинальностью. Сырое, общее.
Второе слабое место – композиция, которую Шиле скорее избегал, чем преобразовывал. Большая форма, композиция картины в старом, классическом смысле, ему не давалась. Отбросить ее совсем он не мог.
Третье, важнейшее для духовного облика его искусства, "слабое" место – полное отсутствие улыбки, иронии, то есть внутренняя сухость. Шиле серьезен и даже по-своему педантичен, но так как он не величествен и не замкнут (как Сезанн), то отсутствие "юмора" приводит к прозаической мрачности.
Четвертое также касается содержания, но не символического. Слабым является у Шиле все псевдо- или квази-конфессиональное и национальное, все то, где проскальзывает Католическое или Немецкое, где они акцентированы.
И последнее; дробность формы, форсировка детали и контура иногда ставят произведения на грань карикатуры, шаржа. Может быть, главное противоречие творчества Шиле – между риторикой, что пронизывает его графический язык, и реализмом видения, .предметностью чувствования. Оба полюса столь сильны, что "гений" Шиле не всегда справляется с ними, и тогда возникают гримасы формы.
Tags: 1900-е, 1910-е, Австрия, экспрессионизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments