закрыто. (vivarini) wrote in history_of_art,
закрыто.
vivarini
history_of_art

Categories:

"Лиля Брик. Femme fatale"

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

…Слов моих сухие листья ли
Заставят остановиться, жадно дыша?
Дай хоть последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
В.В.Маяковский, 26.05.1916.

Лили Каган, Лилия Юрьевна Брик, Лиличка… Меткий взгляд мастера российской фотографии Александра Родченко ловит мельчайшие нюансы в пластике жестов, изменении настроения любимой модели. Лиля сидит на подоконнике квартиры в Гендриковском переулке: губы сложены в безмятежной улыбке, лучистый взгляд и девичьи бусики на изящной шее. Старое, немного пожелтевшее черно-белое фото 1920-ых годов. У Родченко получались исключительно мягкие домашние портреты этой женщины, которая была известна свободным образом жизни и взбалмошным характером. Отношение к Лиле Брик очень разное: кто-то считает ее интриганкой, всю жизнь стремившейся к славе и популярности, кто-то мещанкой, хотевшей покомфортнее устроиться в этой жизни, кто-то великой личностью, сумевшей объединить вокруг себя творческую элиту того времени. Но никто бы не назвал ее слабой. Каждый фотограф находил в Лиле что-то особенное, неповторимое, свое, некую силу. Родченко же смог уловить ту «ускользающую красоту», которую не заметили обыватели, по всем объективным показателям называвшие эту брюнетку некрасивой.
Однако обаяние, искренний интерес к человеческой личности и таланту делали ее притягательной для творческой элиты того времени. В ее доме бывали Пабло Неруда, Рафаэль Альберти, Борис Слуцкий, Майя Плисецкая и многие другие. На фото Льва Кулешова она – отстраненная, холодная, слившаяся в одно целое с кожаным креслом. Как монумент, языческий бог, бронзовая статуэтка. На противоположной стене контрастом – фотографии 1960-х годов: смеющаяся довольная Лиля с супругом Валентином Катаняном в Париже. А вот они – на открытии памятнику Владимиру Маяковскому...
Серия фотографий Антуана Витеза 1970-ых годов, где Лиля Юрьевна перебирает свои старые фотокарточки юности, заставляют задуматься о том, что она сделала свою жизнь сама, прожила ее как некую великую пьесу, от эпиграфа до эпилога посвященную страсти, творчеству, любви и открытиям. Витез смог разглядеть в этой хрупкой женщине какую-то удивительную монументальность и цельность личности. Пройдет совсем немного времени и она окажется прикованной к инвалидному креслу, но не потеряет живости во взгляде: на фото в Переделкино за креслом стоит совсем юный Эдуард Лимонов, вокруг – молодежь и осенние листья…
При выходе из зала можно заметить небольшой коллаж: фото 1915 года. Маяковский и Лиля. Сбоку прикреплены цветы из таганрогского дома А.П.Чехова, найденные в ее личном архиве…


Выставка открыта до 10 мая в галерее на Солянке
по адресу ул. Солянка, 1/2
Tags: 1910-е, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments