Виктор Солкин (victorsolkin) wrote in history_of_art,
Виктор Солкин
victorsolkin
history_of_art

Categories:

Сфинксы в Древнем Египте


Сфинкс Аменхотепа III, Фаянс. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 14 в. до н.э.

Мифическое существо, обычно изображавшееся с телом льва и головой человека, один из самых известных символов египетского искусства и цивилизации долины Нила в целом. Лев издревле почитался во многих культурах древнего Востока как животное, связанное с солнечным божеством и, одновременно, архетипический символ царской власти. Человеческая голова, изображающая того или иного египетского фараона, символизировала могущество и силу, находящиеся под властью царя – гаранта космической гармонии и миропорядка – Маат. Египетские сфинксы также могли изображаться с головами овнов (криосфинксы) и соколов (гиеракосфинксы). В отдельных случаях, например в заупокойном храме Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан, сфинксы, уподобленные одному из созвездий египетской карты неба, имели крокодилий хвост.


Несмотря на то, что греческое слово «сфинкс» переводится как «душитель», предполагается, что своими корнями оно восходит к египетскому шесеп анх – «живой образ», как сами египтяне называли подобные изображения. Египетский сфинкс, ассоциирующийся одновременно с царем и с солнечным божеством, нес в себе совершенно иную символику, нежели греческое демоническое существо из цикла сказаний об Эдипе.

Сфинкс Аменхотепа II на террритории храма Птаха в Мемфисе. Алебастр. 15 в. до н.э.

В Египте существовали и женские сфинксы, менее распространенные и не столь монументальные. В облике сфинкса и, одновременно, в хаторическом парике с эпохи Среднего царства могла изображаться царица, отождествленная с богинями-львицами Тефнут или Сехмет – грозными дочерьми солнечного божества, стоящими на страже миропорядка и закона. Сохранились уникальные изображения крылатых женских сфинксов с человеческими руками, в облике которых изображались царицы XVIII династии – супруга Аменхотепа III Тейе, знаменитая Нефертити, а также жена фараона Хоремхеба – царица Мутноджемет.

Проризовка фрагмента дверного проема в святилище Седеинги с изображением сфинксов царицы Тейе. 14 в. до н.э.

На головах этих сфинксов, иконография которых была заимствована из Азии, часто можно увидеть высокий головной убор, известный по полихромному бюсту царицы Нефертити из Ахетатона, порой украшенный растительными побегами, лентами и уреями. В облике сфинксов иногда изображались и женщины-фараоны, например, знаменитая царица Хатшепсут, а также, в Позднее время, верховные жрицы Амона Карнакского.

Сфинкс "супруги бога" Шепенупет II. Берлин, Египетский музей. Гранит. 7 в. до н.э.

Голова статуи царя IV династии Джедефра, обнаруженная в развалинах его пирамидного комплекса в Абу Роаше и хранящаяся в собрании Лувра, считается древнейшим сохранившимся фрагментом скульптурного изображения сфинкса. В Абу Роаше также была обнаружена и полностью сохранившаяся небольшая статуэтка сфинкса.

Голова сфинкса Джедефра из Абу Роаша. Кварцит. Париж, Лувр. 26 в. до н.э.

С древнейших времен знаменитейшим сфинксом Египта является каменный гигант, охраняющий некрополь Гизы и расположенный у процессионной дороги, соединяющей заупокойные храмы пирамидного комплекса фараона Хафра. Сфинкс имеет 73 м в длину и 20 м в высоту, и был выполнен из монолитной скалы, в некоторых местах дополненной каменной кладкой. Лицо сфинкса, сильно пострадавшее от времени, является самым значительным скульптурным портретом одного из фараонов IV династии – Хафра или даже Джедефра. На протяжении тысячелетий его не раз полностью засыпало песком, после чего его вновь освобождали от пустыни. Самый известный случай подобной расчистке известен нам благодаря знаменитой «Стеле Сна», которую меж лап гизехского чуда воздвиг Тутмос IV, повествуя о том, как в бытность царевичем он уснул в Гизе после охоты и увидел во сне сфинкса, который обещал ему царский престол в том случае, если он вырвет его из песчаного забвения. Тутмос выполнил просьбу и вскоре стал царем.


Гиза (др.-егип. Эргесхер) Сфинкс Хафра и недостроенный солярный храм сфинкса. 26 в. до н.э.

Детальнейшее исследование Великого сфинкса, предпринятое в 80-х годах XX века М. Ленером, показало, что в Новом царстве между лап колосса была установлена стоящая скульптура фараона. Уже с XVIII династии сфинкс неоднократно реставрировался с помощью блоков местного известняка. В собрания Египетского музея в Каире и Британского музея в Лондоне хранятся фрагменты царской церемониальной бороды и гигантского урея, некогда украшавшего лоб изваяния. В связи с постоянно растущей эрозией поверхности сфинкса, выветриванием и поднимающимся уровнем соленых грунтовых вод, памятник находится под охраной ЮНЕСКО и через определенные промежутки времени подвергается консервации.
Непосредственно перед Великим сфинксом находится небольшой незавершенный храм, построенный при IV династии из известняковых блоков, идентичных материалу самой статуи. В храме почитались три формы солнечного божества – Хепри утром, Ра в полдень и Атум на закате. В Новом царстве сфинкс почитался как бог Хоремахет – «Хор в горизонте»; ему был посвящен новый храм, к северу от древнего святилища, которое в это время было полностью засыпано песком. В храме также почитался Хорон – ханаанейский бог-сокол, повелитель пустыни, отождествленный с культом Великого сфинкса.

Сфинкс Сенусерта III. Гнейс. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 19 в. до н.э.

С начала Нового царства сфинксами стали украшать процессионные дороги (дромосы), ведущие ко многим храмам. В Фивах перед пилоном храма Амона в Карнаке при Рамсесе II была воздвигнута аллея овноголовых сфинксов, меж лап которых возвышаются осирические изображения самого царя. От Карнака к Луксорскому храму вела двухкилометровая аллея, украшенная сфинксами с портретными чертами фараона XXX династии Нектанеба I.
Уникальные сфинксы из розового гранита, некогда стоявшие перед гигантским пилоном заупокойного храма Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан (западные Фивы), были приобретены российским правительством в Александрии и установлены в 1832 году на набережной Невы в Санкт-Петербурге.

Цит. по: Солкин В.В. Сфинкс. // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005, с. 346-348.

О Великом сфинксе Гизы: http://victorsolkin.livejournal.com/20285.html#cutid1
Выставка в Брюсселе, посвященная сфинксам: http://maat.org.ru/news/2006/2006-10-09.shtml
Египетские памятники, связанные с образом сфинкса:
http://maat.org.ru/object/2007.11.shtml
http://maat.org.ru/object/2006.04.shtml
http://maat.org.ru/object/2005.03.shtml
http://maat.org.ru/object/2003.09.shtml
http://maat.org.ru/object/2002.09.shtml

Избранная литература:

Солкин В.В. (ред) Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы. М., 2005.
Струве В.В. Петербургские сфинксы. // ЗВОРАО VII (1913).
Ходжаш С.И. К вопросу о связи искусства древнего Египта с искусством Передней Азии. // Советское востоковедение 3 (1956), с. 109-118.
Черезов Е.В. Надписи на ленинградских сфинксах. // ВДИ 3 (1949), с. 92-100.
Chassinat E. A propos d’une tête en grès rouge du roi Didufri. // Fondation Eugène Piot: Monuments and mémoires publiés par l’Academie des Inscriptions et Belles Lettres 25 (1921-1922), pp. 53-75.
Dessenne A. Le sphinx: études iconographique. – Paris, 1957.
Lehner M. Reconstructing the Sphinx. // CAJ 2/1 (1992), pp. 3-26.
Demisch H. Die sphinx. – Stuttgart, 1977.
Hawass Z., Lehner M. The Sphinx: Who built it and why? // Archaeology 47/5 (1994), pp. 30-47.
Ficher H.G. The Ancient Egyptian Attitude towards the Monstrous. // Monsters and Demons in the Ancient and Medieval Worlds. Papers Presented in Honour of E. Porada. – Mainz, 1987, pp. 14-27.
Montet P. Les Reliques de l’art syrien dans l’Egypte du Novel Empire. – Paris, 1937.
Tags: Древний Египет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments