sterolg (sterolg) wrote in history_of_art,
sterolg
sterolg
history_of_art

Categories:

"Sankt Göran och draken" - шедевр поздней готики

Скульптор Бернт Нотке (?). Конец 15 века.



Скульптурная группа "Святой Георгий" ныне находится в соборе Святого Николаса в Стокгольме.
Святой Георгий - юный рыцарь в золоченых доспехах - уже пронзил чудовище копьем и теперь заносит свой меч для смертельного удара. На шее у героя цепь с небольшим ларцом  - вместилищем святых мощей (включая останки самого Георгия) - и свидетельство о церковном освящении скульптуры. Шлем рыцаря лежит на земле подле дракона, а его щит уже несколько столетий считается утерянным. Фигура святого съемная. Возможно раньше ее выносили из собора во время религиозных процессий.
Боевой конь также выполнен очень искусно и реалистично. Его сбруя богато украшена разнообразными библейскими сюжетами.
Дракон лежит на спине. Под ним разбросаны полусъеденные останки людей и животных, его недавних жертв, в то время как потомство чудовища расползается во все стороны от места битвы.  Одной из передних лап дракон сжимает сломанное копье.  Другой лапой  он опирается в конское брюхо (известный трюк, позволивший скульптору поддерживать скульптуру коня со всадником в воздухе). Дракон - гермафродит. Он имеет как мужские так женские половые признаки, символизирующие тот факт, что зло в этом мире способно плодиться само по себе. Дракон также испражняется, будучи по-видимому напуганным грядущей развязкой (вот он, реализм Северного Возрождения)).
Принцесса стоит  на коленях в стороне от схватки. На ее голове свадебное покрывало. Рядом с ней ягненок (агнец божий?). Они оба станут добычей дракона, проиграй рыцарь поединок.
Постамент богато украшен рельефом с изображениями мученичества Святого Георгия, который по легенде умирал и воскресал под пытками три раза, дабы обратить в христианство как можно больше язычников. Изначально постамент был намного больше по размерам и мог использоваться как небольшой фамильный склеп.

Скульптурная группа была освящена в 1489 году и оплачена из средств шведского наместника Стена Стуре при поддержке еще десяти его соотечественником колоссальной по тем временам суммой в 4 тысячи (непонятно, каких именно) марок. Стуре умер в 1503 году и гроб с его останками был предположительно замурован в постамент "святого Георгия". Хотя доподлинно известно, что немного позднее они были перенесены в церковь монастыря Мариерфред.
"Святой Георгий и дракон" изначально располагались посередине церкви, а позднее собора, святого Николаса, но в 1528  году были из-за нехватки свободного места и, возможно, иконоборческих порывов некоторых горожан, передвинуты в глубину зала. В течение последующих лет статуи несколько раз переносились с одного места на другое и в 1866 наконец были помещены в городской Исторический музей. В начале 20 века группа была вновь возвращена собору, но в отнюдь не первозданном виде. Некоторые ее части были позднее обнаружены в других местах, однако другие, в том числе и богато украшенный рыцарский щит святого Георгия, были бесследно утеряны. Нынешняя расстановка фигур скульптурной группы также вызывает большие сомнения у многих историков и искусствоведов.

В Старом городе Стокгольма также находится бронзовая копия святого Георгия и дракона, которую отлил в 1912 году скульптор Отто Мейер. Копия очень близка к оригиналу за исключением нескольких моментов. Рыцарь, например, носит на голове шлем. Также несколько видоизменена поза поверженного дракона. Другая, гипсовая копия, находится в Катариненкирхе в Любеке. В ней также недостает сцен мученичества и изображения города Селены, на котором в изначальном варианте стоит коленопреклоненная принцесса.


С созданием скульптурной композиции также связано несколько мифов. Вопрос, действительно ли Бернд Нотке из Любека был автором "святого Георгия", до сих пор остается открытым. Также не до конца выяснено, в честь какого события шведским наместником и его сторонниками был сделан столь дорогой заказ.

Авторы произведений искусства того времени части не считали нужным афишировать себя. Часто упоминалось имя заказчика, в то время как сам скульптор считался безымянным ремесленником (также как кузнец или каменщик). В данном случае святой Георгий отнюдь не исключение из правил. Доподлинно известно имя заказчика, цена, которая была заплачена за статую и даже имя священника, ее освятившего, но не имя мастера, работавшего над ней. В начале 17 века шведский историк Йоханнес Мессениус писал, что скульптор создавший святого Георгия был родом из Антверпена: "Herr Sten til Antwerpen skref / efter then kånstrijkaste man / som en i bildsnidnings kånst fan" (Господин Стен выписал из Антверпена наиболее искусного человека, преуспевшего в резьбе по дереву).  Мессениус также упомянает, что Стен приказал убить скульптора, как только работа над статуей была окончена, чтобы никто кроме него не сумел заполучить равного по красоте произведения искусства.  В своем романе  "Святой Георгий и дракон" (Sankt Göran och draken, 1900) Хейденштам пишет, что скульптор по имени "Мастер Андреас из Андорфа" (Антверпена) также был убит вскоре после окончания работы над статуей, но не по приказанию Стуре, а из-за ревности мужа одной из его моделей. Упомянутые выше свидетельства ставят под сомнение тот факт, что честь создания столь величественного шедевра поздней готики принадлежит Нотке (или во всяком случае не ему одному). Скульптор, во время создания этой скульптурной группы, должен был непременно находиться на территории Швеции, так как в изготовлении статуи использовались местные материалы, например множество лосиных рогов в украшении дракона. В то же время неизвестно, где именно жил Бернт Нотке вплоть до 1489. 24 мая 1484 "Берент Ноткен" (Berent Notken) был в Стокгольме, в 1486-87 годах имя "Берндт Нётке" или "Нёттекен" (Berndt Nötke, Nötteken) упоминается среди горожан в Любеке. На протяжении тех трех лет, когда статуя была изготовлена, ни один из источников не упоминает о его местонахождении. Наконец, в 1491 Нотке занимает должность помошника бургомистра на монетном дворе в Стокгольме. Немного позднее, в 1506 году, в городской канцелярии также найдено письмо, в котором кроме упомянута фамилиия Нотке. Подпись под документом, однако, гласит: "Henrick wylssynck de den joryen help maken toe dem holm" ("Хенрик Вилсинг, который помогал созданию Георгия в Стокгольме"). К сожалению, Вилсинг не упоминает в этом письме, как он способствовал созданию скульптуры и кому именно. Таким образом, авторство "святого Георгия" могло принадлежать в равной мере Андреасу из Антверпена, Бернту Нотке из Любека, Хенрику Вилсингу или же всем троим вместе взятым.
Вторая легенда, связанная с созданием Святого Георгия  гласит, что наместник Швеции
Стен Стуре приказал соорудить скульптурную группу в 1489 году в честь своей победы над королем Дании Христианом Первым в битве при Брункеберге (1471 год). Таким образом "Святой Георгий" долгое время считался аллегорией этой битвы, где Стуре изображен в виде рыцаря защищающего прекрасную принцессу (Стокгольм) от ужасного дракона (Дании). Однако в феврале 1881 Август Штриндберг открыл ларец с мощами и церковным документом об освящении, который отвалился от статуи при переносе ее в Исторический музей. Церковный документ был подписан папским легатом Антониусом Мастом, посетившим страну в 1489-90 годах  дабы  призвать шведов к крестовому походу против турок. Документ не содержит ни одного упоминания о битве при Брункеберге. Поэтому святой Георгий, традиционно считавшийся покровителем крестоносцев, скорее всего должен был олицетворять победу над "неверными" (драконом - Османской империей) в крестовом походе, который так и не был созван.

В тексте были использованы материалы сайта Døden fra Lübeck и немецкой Википедии.

Tags: 15 век, Швеция, скульптура
Subscribe

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Сквер имени Низами Гянджеви в Санкт-Петербурге.

    Па́мятник Низами́ Гянджеви́ — выдающемуся поэту, классику персидской поэзии, уроженцу Гянджи, находится в Санкт-Петербурге, в сквере,…

  • Из жизни кариатид

    На Акрополе Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments