AUM (nucisarbor) wrote in history_of_art,
AUM
nucisarbor
history_of_art

ВЗГЛЯД ВЕЩЕЙ

105.21 КБ

Одна из самых любимых эпох в истории искусства — Золотой век нидерландской живописи. Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс. Конечно, Босх тоже, но отдельно от остальных. Босх слишком внимательно присматривается ко злу, слишком редко отводит от него глаза. Такое вглядывание не проходит даром. Картины ада — соблазн, породняющий смотрящего с видимым.

Но до Босха я в последнее время добираюсь все реже.

Куда милее тишина обжитых интерьеров, пустыни, уютные, словно спаленки, кроткие горы. Покой, живой порядок старинной жизни, таинственная музыка завороженных ландшафтов…

Но более всего нидерландцы XV века восхищают меня тем, что они научили предметы свидетельствовать. Не просто быть вещественными доказательствами, а «видеть» событие, например, событие Священной истории. Начищенный до идеального блеска серебряный кувшин — надежный свидетель Благовещенья. Участники сцены не в счет. Они свидетельствуют только сами за себя. Но кувшин так ясен, так чист от подозрений, что его показания убеждают зрителя мгновенно. Но дело даже не в способности честного бескорыстного отражения.

Заплатка на одежде пастуха правдивей и потому теплее, чем парчовый плащ, излучающий неземное сиянье. Из ноздрей вола и осла должен идти пар, а без этого Вифлеемская звезда сможет затронуть только самые высокие чувства. А до самых высоких надо еще как-то подняться. Собственно, здесь и заключается рецепт таинственной гармонии старинных картин: не нужно никакой экзальтации, чтобы добраться до бога. Он совсем близко, и высокое — прямо здесь: в прядях домашнего огня, плиточках паркета и каминных щипцах.
Может быть оттого портрет молодой супружеской пары (с домашними туфлями, комнатной собачкой у ног и мандаринами на подоконнике) так легко принять за изображение святых? Каждая деталь свидетельствует о большем, чем видимое.

Главная заслуга нидерландских живописцев состоит, если вдуматься, даже не в том, что даром свидетельства были наделены вещи. Она — именно в том, что человек заставил глаза смотреть за вещи, вместо вещей, вместе с вещами. Он дал зрение тому, у чего не было глаз, но тем самым именно впервые по-настоящему открыл глаза тем, у кого они были.

«Все видит все». В мире человека, который замечает чужие отражения, меньше слепоты.
Tags: теория
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Recent Posts from This Community