lasvetlana (lasvetlana) wrote in history_of_art,
lasvetlana
lasvetlana
history_of_art

Categories:

заметки об экспрессионизме в живописи.( в текст внесены дополнения!)

 

 

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. СИНИЙ ВСАДНИК, 1911

 


Знаменитое гогеновское высказывание «Искусство – это прежде всего выражение» (expression) послужило эстетической программой для целого художественного направления.
Термин "Э." впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден - основатель экспрессионистского журнала "Штурм" ("Der Sturm").

 Любое полученное впечатление отражает движение от внешней среды к внутреннему миру человека, отражение воспринимаемого объекта в сознании воспринимающего субъекта. Экспрессия подразумевает обратное движение, от внутреннего мира – к внешнему.
Экспрессионизм - одно из ярких и оригинальных художественных направлений начала XX в. Оно привлекло к себе видных деятелей культуры из многих стран Европы, охватило самые различные области искусства, оказало влияние на их дальнейшее развитие. Это живопись, кино, литература, музыка, театр.

Попробую  только схематично  , неподробно рассказать  об экспрессионизме в живописи, потому что тема колоссальна. И творчество  русских художников  , работавших в этом направлении - это отдельная тема -в частности - Василий Кандинский .

 приведу академическое определение экспрессионизма:

Экспрессионизм ( от фр. expression - выразительность) - модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Предшественниками экспрессионизма считаются Венсент Ван Гог - голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессионист, Джеймс Энсор – бельгийский художник – символист, Эдвард Мунк – норвежский художник – символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению.
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после.


Ряд исследователей считает, что наиболее последовательно идеи экспрессионизма в живописи воплощали немецкие, австрийские и чешские  художники .

К первому периоду   "Э" относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина и Оскара Кокошки, объединений “Мост”, “Синий всадник”. 

Предыстория возникновения объединения " Синий всадник" такова: в 1909 году В.Кандинским и А.Явленским было основано “Новое художественное объединение” в противовес отказавшемуся принимать произведения “авангардистских” художников “Мюнхенскому Сецессиону”. Вскоре В.Кандинский и Франц Марк основали альманах “Синий всадник”. В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал навязчивому журналисту, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский всадников.
В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению “Синий всадник”.

Для “Синего всадника”, в противоположность объединению “Мост”, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей.

( справка -
Василий Васильевич Кандинский  -(1866–1944), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства.

Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта; принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. В 1871–1885 жил с родителями в Одессе, где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. 1895 решил посвятить себя искусству)

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. ПОРТРЕТ ЖЕНЫ НИНЫ



 В. Кандинский. Горный пейзаж с деревней, 1908 г.

О Группе "Мост"

Возникла в 1905 году . К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков, и японская цветная гравюра, и, как это ни удивительно, искусство этрусков. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Все выставки были отмечены широким вниманием общественности, но отзывы в прессе были крайне негативными. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная.

В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека. Полностью потеряли свое значение свет и светотень, так как их функцию перенял цвет, ставший духовным компонентом изображения. Остальные элементы композиции, такие, как линия контура и цветовое пятно, приобрели полную самостоятельность и стали столь лаконичны, что тяготели к перерождению друг в друга. Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине. Одной из интересных особенностей этого объединения стал уникальный индивидуальный почерк каждого художника. Получалось, что, даже несмотря на общие идеи, каждый метод утверждался спонтанно, в зависимости от мироощущения художника.
Среди основных участников «Моста» выделяют Э. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Э. Хеккеля, М. Пехштейна, О. Мюллера. В разные годы участниками объединения становились Э. Нольде, Ф. Нолькен, Ф. Блейль.


работы художников группы " Мост"
Отто Мюллер 



Эрнст Людвиг Кирхнер - бессменный лидер и идеолог группы "Мост"


 

Отдельно отмечу   французских  художников - фовистов.

В 1905 г. многие художники, участники временной осенней выставки в Парижском Салоне, среди них - Анри Матисс и Андре Дерен (1880-1954), были названы критиками "фовистами" (фр. - "дикие"). Один из  критиков писал по этому поводу: "Они швырнули публике в лицо банку с красками". И действительно, фовисты использовали только чистые и контрастные цвета и принципиально отказались от тени. Они не хотели придавать своей живописи иллюзию реальности, а наоборот, хотели избавиться от этой "фальши". С 1908 г. искусство Матисса, Дерена и других художников изменилось. Тем не менее фовизм остается одним из самых блистательных проявлений экспрессионизма.

Анри Матисс - самый известный среди художников-фовистов. В ранний период своего творчества, до 1920-х гг., он использовал характерные для экспрессионизма свободный выбор очень ярких красок и рисунок, состоящий всего из не скольких сильных линий. Картина "Танец" поражает своей простотой и динамизмом. Художник воплотил в ней воспоминание о счастливом существовании человечества на совсем юной Земле, своего рода рае, но без религиозных ассоциаций. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Его живопись станет нежней. Он использует свежие краски, очень простой рисунок, его искусство становится монументальным и декоративным. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века.

 

одна из самых знаменитых  работ Анри Матисса из собрания Эрмитажа

"Танец"( 1910 г)


А. Матисс. Портрет Дерена, 1905 г.



А. Матисс. Цыганка, 1906 г.



две из знаменитых работ Эварда Мунка




ЭДВАРД МУНК Крик
1893 г., картон, темпера, пастель 91 х 73 см,
Национальная галерея, Осло (Норвегия)

 

ЭДВАРД МУНК. АВТОПОРТРЕТ

---------------------------------------------------------------

 

  еще несколько   менее известных работ художников  - экспрессионистов

из моей виртуальной галереи .

http://lasvetlana.livejournal.com/7055.html

(

http://lasvetlana.livejournal.com/8915.htm

ps / в текст добавлена более подробная информация о группе "Мост" , и несколько иллюстраций - Кандинский, Мюллер, Кирхнер, Матисс.
Tags: теория, экспрессионизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments