zerckalo (zerckalo) wrote in history_of_art,
zerckalo
zerckalo
history_of_art

Category:

некоторые проблемы искусствоведения

Кандинский выбивает почву из под ног. Он погружает в какой-то другой мир, где мы вынуждены отбросить привычный нам до сих пор способ восприятия. И все наши попытки словесно описать изображенное останутся лишь попытками, так как главное, что хотел донести Кандинский останется исключительно во власти живописного языка. Мы лишь сможем обозначить границы тех чувств, которые способна передать только живопись.
«Сколько сейчас выходит одних только «книг по искусству»!
Модные лозунги стали известны всем и каждому, их получаешь за пятачок в газете – и написать книгу уже не составляет большого труда <…> Горе тому, кто предпочитает «облегченную форму» и желает быть «понятнее», объяснимее! Из искусства делают зверинец: в клетках сидят роскошные экземпляры, а храбрый укротитель объясняет свойства артистов. Все становится невероятно простым, тайну можно купить. Радуйтесь, что никто не хочет понять того, что Вы делаете. Пусть грязные пальцы ощупывают Вашу форму!»
Эти слова указывают на болезни, которыми страдают всякие попытки анализа любого вида творчества, независимо от того, живопись ли это, или музыка, или текст. Исследователь кружит вокруг формы, так как ему следует изучить предмет – и, следовательно, прийти к некой точке зрения, которую он, затем, высказывает в своем труде. Он вынужден цепляться за что-то, чтобы понять, систематизировать и объяснить. Его цель выявить проблему и высказать свое мнение на этот счет. Форма – то, что лежит на поверхности. Форму возможно подвергнуть анализу, и структурировать. И форма заслоняет собой вопрос о содержании, вопрос о том, а к чему была вся форма? Почему художник предпочел именно такой способ выражения, такой вид искусства, такую форму, чтобы предать нам свой опыт? А в чем заключался опыт – этот вопрос ускользает от пера исследователей. И здесь заключается ловушка, которую несет в себе любой анализ: содержание – может совсем не поддаваться систематизации и логике. Разговор о содержании может привести и к тому, что исследователь останется без ответа, и даже без понимания своей точки зрения в поставленной проблеме. Но исследователь, вроде как не имеет на этого должного права. Какой же он тогда «исследователь»?
При изучении творчества Кандинского проблема обращения к содержанию для его осмысления и раскрытия – приводит большинство пишущих о нем, к домыслам, догадкам, почти мифическим историям, весьма относительно вяжущихся с действительными фактами. Кандинского то называют «художником-шаманом» , то сравнивают с Павлом Флоренским , даже видят в его работах знаки для медитации йогов и многое другое.
Отчего же происходит такая путаница? При этом Кандинский оставил не так мало собственных теоретических работ с анализом своих картин, с объяснением своей позиции относительно места искусства в мире и целей, которые он ставил для себя в творчестве. Но, как ни парадоксально, его словесные труды не сильно облегчают понимание и, скорее, расширяют поле для размышлений исследователя. Даже опираясь на высказывания художника, выводы часто получаются противоречащими друг другу, а само содержание картин Кандинского ускользает. Изучая статьи, или монографии о художнике нередко можно поймать себя на мысли недоверия к исследователю, к его выводам и оценкам: «Да, вывод возможный, но туманны сами основания».
«Цель картины заключается в том, чтобы придать внутреннему впечатлению, внешнее, живописное выражение», – эти слова Кандинского, написанные им в статье про живописные работы Арнольда Шенберга, несколько проясняют проблему существования многочисленных домыслов о мастере. И мы видим, что «внутреннее впечатление» - оказывается ответом на вопрос о содержании, однако, размытым, в силу того, что «внутреннее» сразу относит нас к субъективному, к личному миру художника. И этот мир оказывается вне рамок логики, а, следовательно, структурировать его, дать ему разумное объяснение оказывается невозможным.
Tags: теория
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments