Corwin (realcorwin) wrote in history_of_art,
Corwin
realcorwin
history_of_art

Category:

O соцзаказах и предприимчивости

Rainaldo продолжает мой рассказ об истории создания "Персея" Челлини рассказом о его, "Персея", реставрации.

В середине 90-х годов эта скульптура срочно потребовала серьёзнейшей реставрации - а заодно и исследования, к которому были привлечены научные силы и аппаратура с передового края наук конца XX века. Всего лишь пустой фанерный куб, оклеенный изображениями статуи с разных сторон, красовался в Лоджии Ланци, сохранившей это название с XIV века, когда вместо задуманной крытой площадки для процессий Синьории получилась лишь большая караульная будка для наёмных ландскнехтов; кстати - уже через 2 века за ненадобностью тот самый Козимо I Медичи отдал лоджию в полное распоряжение скульпторам. Как и многое другое во Флоренции, кажущееся порождённым на потребу туристам позднейших времён, на деле часто обнаруживает гораздо более укоренённую в культуру этого города историю.

Попутно следует упомянуть и о неком невольном "идеологическом противостоянии" (давно уж для нас не актуальном) Персея Челлини с героем другого рассказа - Давидом Микеланджело (http://realcorwin.livejournal.com/166004.html).

Как ни странно, и то, и другое творение в значительной мере обязано существованием "социальному заказу". Но если юный Микеланджело исполнил заказ Синьории на символ победы Республики, избавившейся от голиафов-Медичи (за что, вкупе со строительством новых оборонительных стен, и поплатился затем на долгие годы, вынужденный скрываться от расправы в церковке св. Николая под нынешней обзорной Пьяццале Микеланджело, а затем бежать в Рим "замаливать грехи" под крылом Папы, тоже из рода Медичи)... То на долю Челлини досталась прямо противоположная "задачка". Поквитаться с уже всеми признанным шедевром Микеланджело рука Козимо Первого не поднялась (в отличие от руки самого Давида, опустившейся тогда на голову повинного лишь в излишних восторгах путешественника) - хотя всё иное прекрасное оформление Дворца Синьории, также прославлявшее победы Республики, было по его приказу в одночасье уничтожено и затем подменено более помпезным и менее талантливым. Но сохранилось более чем достаточно свидетельств, что под новоявленным Персеем Козимо подразумевал именно себя, отрубившего голову республиканской гидре.

Но вернёмся к реставрации. ( Читать дальше... )
Tags: Италия, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments