Пастель (_pastel_) wrote in history_of_art,
Пастель
_pastel_
history_of_art

Category:

Jean-Michel Basquiat.

77,66 КБ

Небольшая статья Валентина Дьяконова ( журнал «НОМИ» 6/2002) о художнике.

Жан-Мишель Баскиа: краткая история успеха

Процесс превращения лесной тропинки в шоссе или даже хайвей - процесс интересный и в истории искусства встречающийся часто. Нечто недавно казалось нам каракулями, не заслуживающими внимания, и вдруг, по прошествии нескольких выставок или лет, мы признаем в тех же почеркушках художественную ценность, говорим о впечатлении, которое они на нас производят, и всячески превозносим их создателя.

Путь Жана-Мишеля Баскиа к славе отчасти подчинен вышеописанному сюжету, отчасти является классической американской историей, достойной пера Ф. С. Фицджеральда. "Великий Гетсби" от искусства, проживший нищую юность, а потом за 8 лет ставший королем художников. Сын клерка, получавший за свои полотна огромные деньги и питающий мировой арт-рынок свежей кровью. Иммигрант в первом поколении, пытавшийся стать афроамериканцем с грузом традиций за спиной. Жертва арт-рынка, приучившего его к роскоши и дававшего достаточно средств на эксцессы: наркоманию, алкоголизм, оргии. В последнюю очередь - талантливый художник, создавший огромное количество произведений разных размеров и на разных поверхностях, художник, болевший живописной лихорадкой, - Баскиа замазывал по два-три метра живописной поверхности в день.

Произведения Баскиа - это брутальные и небрежно нарисованные, хотя и некоторым искусством и тщательностью, образы, похожие на карикатуры или страшилки, которые рисуют трудные дети. Его работы, на первый взгляд, плохо сочетаются с костюмом от Gucci. Как же объяснить спрос на его произведения?

Сила этого искусства - не в проработке деталей, композиционной целостности или прекрасном сочетании цветов. Главное в Баскиа - эффект присутствия. Не стоит обращать внимание на недостаток техники или общее несовершенство композиции, поскольку это - не главное. В конце концов, если работы Баскиа покупались и без техники, значит, в них был, хоть и сиюминутный, дух времени. Его нео-экспрессионизм был тесно связан с нео-язычеством, модой на этнику и различные причудливые религиозные практики, атаковавшие западную культуру в 80-е годы.

Баскиа, умерший в 27 лет от передозировки наркотиков, является одним из таких примеров спонтанности, которая оказалась в его случае хуже воровства. Трудно жить в постоянном соответствии художественной моде. Полотна Баскиа, кажется, место под солнцем все-таки завоевали. Об этом свидетельствует недавний аукцион Кристи, на котором работа Баскиа "Profit I" из коллекции очередного нувориша - барабанщика группы Metallica Ларса Ульриха была продана за сумму, превышавшую 5 миллионов долларов.

Работы и фотографии из архива Баскиа под музыку "Вельвет Андеграунд":



Интервью:



О нём. Очень хороший сайт:

http://www.smartwentcrazy.com/basquiat/
Tags: 1980-е, 1990-е
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments