Виктория "Лиса" (kalte_winter) wrote in history_of_art,
Виктория "Лиса"
kalte_winter
history_of_art

Category:

Entartete Kunst/Дегенеративное искусство в Третьем Рейхе

Искусство - это возвышенная и обязывающая к фанатизму миссия. Тот кто объят видением, раскрывающим окружающий мир, душу народа, заставляющим их звучать в музыке или камне, тот, кто находится под напором всемогущего побуждения к творчеству, которое не зависит от того, понимают ли этот язык окружающие, тот скорее будет страдать от нужды, чем изменит звезде, которая его ведёт.
Адольф Гитлер


Истоки борьбы.
В 1929 году нацистской партией был создан "Союз борьбы за немецкую культуру". Его главой был назначен Альфред Розенберг, также большую роль в этой организации сыграл профессор Пауль Шульце-Наумбург.


Аутодафе.
Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации.
Адольф Гитлер

В 1936 Адольф Гитлер поручил президенту Имперской палаты изобразительных искусств профессору Адольфу Циглеру возглавить специальную комиссию, которая должна была провести чистку более чем 100 музеев Германии с целью реквизировать все образцы декадентского искусства.
3 июня 1938 года. Рейхстаг Германии принял постановление изъять все произведения "вырождающегося искусства" (Vertallskunst) - работы в стилях: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. Если с "вырожденчискими" стилями всё понятно, то вывести чёткие критерии "правильного", нордического искусства никто так и не смог. Главная ошибка заключалась в методе "от противного".
Экспроприации подверглись полотна 112 художников, включая работы Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса.
Картины Эмиля Нольде.

Картины Макса Бекмана.

Полотна Оскара Кокошки.

Работа Георга Гросса.

Сюда же попали полотна величайших европейских мастеров - Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна, Жерико, Ван Гога и других.
Под действие закона о конфискации произведений авангардного искусства из музеев и частных собраний попало, по мнению специалистов, более двадцати тысяч работ, заточенных в спецхранилищах, проданных на аукционах Фишера в Люцерне (1939—1941) и сожженных 20 марта 1939 года во дворе Главной пожарной команды в Берлине (4289 работ).
Солидные валютные дивиденды, вырученные от продаж, шли на перевооружение Германии. Согласно недавно обнародованным данным Всемирного еврейского конгресса, к 1945 году в США перекочевало предметов искусства на два с половиной миллиарда долларов в тогдашних ценах.
27 мая 1943 года на терассе Тюильри в Париже немцы сожгли около пятисот картин софременных художников из собраний французских евреев. Были уничтожены работы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Пауля Клее, Макса Эрнста...


Всмотритесь в эти по-детски восторженные лица студентов и штурмовиков. Сначала они жгли книги...

"Обвинения, предъявленные нацистами модернистскому искусству (сходство с искусством примитивных народов и душевнобольных, левая политическая агитация и нарочитая эротика), взяты были прежде всего из модернистской теории, поэтому нельзя сказать, что они не соответствуют действительности",- комментирует ситуацию философ Борис Гройс.

Анафема.
Одновременной необратимой акцией было несильное отторжение художников от профессии в масштабе всей Германии. Закон о восстановлении профессионального чиновничества вышедший в апреле 1933 года спровоцировал увольнение десятков ведущих мастеров из Прусской Академии искусств в Берлине и с преподавательских позиций в художественных учебных заведениях. Также были применены аналогичные санкции и в отношении к прогрессивным искусствоведам, руководителям крупнейших музеев страны. С учереждением имперской Палаты культуры в ноябре 1933 года возможность работы потеряли тысячи художников, исключенных из ее состава по расовым признакам, ввиду политической неблагонадежности или за пристрастие к авангардизму.

Антиреклама для антиискусства.
Еврею всё равно, что сказать в произведении искусства, остаётся вопрос - как сказать, и - этот вопрос для него единственный, достойный заботы.
Рихард Вагнер

Под эгидой Министерства пропаганды развернулась кампания по защите народа и государства от авангардных произведений изобразительного искусства. С марта до конца 1933 года были проведены окружные выставки "вырожденческого искусства": в Мангейме ("Большевизм в культуре"), Нюрнберге ("Камера ужасов и искусстве"), Дрездене ("Искусство на службе разложения") и другие. Выставку "Дегенеративное искусство" в Мюнхене сопровождал невероятный ажиотаж - за год ее посмотрели около трёх миллионов человек. Она оказалась самой популярной экспозицией, когда-либо выставлявшейся в Третьем Рейхе, и это несмотря на остроумные сопроводительные надписи, предложенные искусствоведами: "Так больной разум видит природу" или "Немецкие крестьяне в еврейском стиле".

Рекламы выставок.

Лучшее лекарство от подобных вещей - забвение.Так что я не знаю на какой эффект рассчитывал Геббельс с этой антирекламой. Судя по посещаемости выставок он получился обратным...

Альтернативные мнения.
Импрессионисты отражают действительность и не надо слушать всяких недоумков.
Бальдур фон Ширах

Несмотря на официальный запрет некоторые нацистские бонзы не только держали у себя в коллекциях образчики современного искусства, но и продолжали тайно приобретать их. Так Йозеф Геббельс был поклонником Эмиля Нольде, а Герман Геринг и Бальдур фон Ширах интересовались импрессионистами.
Из-за подобных пристрастий Геббельс чуть не рассорился с Гитлером. Бальдур фон Ширах впал в немилость после того как настоял на покупке работ лучших импрессионистов для музеев Вены, гауляйтором которой он являлся. В 1943 году он организовал выставку импрессионистов и написал предисловие к каталогу, а также купил для себя часть картин. Стоит заметить что Ширах имел искусствоведческое образование.

Исторический урок.
Художественный уровень не особенно высок, но всё же я купил пару картин и скульптур
Йозеф Геббельс о "Большой немецкой художественной выставке".

Самое неприятное заключалось в том, что директоров музеев не интересовало это искусство, они считали его ценность невеликой и приобретали для фондов в основном художественные произведения XVII-XIX веков, а одобренное партией можно было увидеть только на выставках.
Несмотря на запреты талантливых художников больше не стало, а введённые санкции были на руку только хорошим ремесленникам и творцам черпающим своё вдохновение в классике. Но разумеется и в напрасно игнорируемом официальном искусстве того времени были свои бриллианты.
После 1945 года искусство нацистского периода по понятным причинам было надолго предано забвению... И только сейчас в Германии начинают издавать каталоги (увы малотиражные и очень дорогие) и организовывать выставки посвящённые изобразительному искусству Третьего Рейха. Похороненное в отместку под пеленой времени оно только начало приоткрываться, но всё равно окутано флёром запретности - прусский милитаризм, расовая красота, бидермайер в современной интерпрентации, портреты нацистских бонз, всё это изобилие по нынешним меркам вызывающе-
неполиткорректно.



Иллюстрации из брошюры "Der Untermensch", противопоставление арийского искусства тяготеющего к античности и примитивистского авангарда "недочеловеков".



Пропагандистский плакат направленный против дегенеративного искусства.
Tags: 1910-е, 1920-е, Германия, экспрессионизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments