Виктор Солкин (victorsolkin) wrote in history_of_art,
Виктор Солкин
victorsolkin
history_of_art

Category:

Рамессеум



Голова колосса Аменхотепа III, узурпированного Рамсесом II. Второй двор Рамессеума. XVIII-XIX дин. (с) фото мое, 2002 г.

Рамессеум - грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные царями XVIII династии.



Рамессеум. Осирические колоссы во втором дворе храма. (с) фото мое, 2002 г.

В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. За пилоном находится первый двор. Удачное разрешение декорировки этого двора было достаточно сложным делом: требуемое в египетской архитектуре соблюдение симметрии здесь было затруднено тем, что левая, южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. В итоге фасад был оформлен в виде портика с двойной колоннадой, а противоположная, северная стена двора - с одним рядом колонн, перед которыми, однако, стояли осирические колоссы царя. Западная стена двора не имела колонн: она была ограничена следующим, сравнительно невысоким пилоном, к проходу которого вела лестница, так как второй двор был расположен выше первого.

Рамессеум. Фрагмент грандиозного колосса Рамсеса II. (с) - фото мое, 2002 г.

С каждой стороны лестницы стояла гигантская двадцатиметровая статуя Рамсеса. Сохранившийся колосс является величайшей египетской монументальной скульптурой и весит около 1000 тонн. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. Из портика во дворец вели два входа, расположенные по обе стороны «окна явлений». Через небольшие вестибюли можно было попасть в приемный зал с 16 колоннами, занимавший центральную часть здания. В каждой из боковых стен зала, кроме двери из вестибюля была еще дверь, которая вела в личные комнаты царя. В глубине зала был проход в тронный зал. Позади здания дворца был расположен “женский дом” царя. Второй двор Рамессеума, служивший подходом к заупокойному храму, с северной и южной сторон был украшен портиками, имевшими по два ряда папирусообразных колонн; востока, вдоль пилона - одним рядом колонн и осирическими колоссами, а с запада, перед входом в храм, двумя рядами колонн и осирическими колоссами.

Рамессеум. Гипостиль. Фото мое, 2002 г.

Внутренние помещения храма были разделены на три части - одну центральную и две боковые. Три входа из портика вели в гипостиль, имевший 48 колонн, по бокам которого находились помещения для священных ладей и молельни. Как и в храме Амона в Карнаке, центральный неф гипостиля был выше боковых. Великолепно сохранилась раскраска капителей, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, состоящая из пяти отделов, главное святилище, кладовые. К сожалению, до нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии.


Рамессеум. Расписанные капители колонн гипостиля. (с) фото мое, 2002 г.

В Рамессеуме когда-то находилась знаменитая библиотека, которую Диодор называл «Лечебницей души»; о существовании здесь большой школы писцов свидетельствуют многочисленные обнаруженные здесь остраконы. Под полами храма Дж. Куибелл обнаружил шахту с погребением жреца эпохи Среднего царства; в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов, среди которых – Драматический папирус Рамессеума.

Солкин В.В. Солнце властителей: древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. – М., 2000.
Helk W. Die Ritualdarstellungen des Ramesseums I – Wiesbaden, 1972.
Leblanc Ch. Le tombeau d’Osymandyas et la statuaire du Ramesseum.// Mélanges Gamal Eddin Mokhtar, 2, 1985, p. 69-82..
Leblanc Ch., Hassanein A. Le Ramesseum, temple de millions d’années à la gloire de Ramsès le Grand.//Dossiers Histoire et Archéologie 136, 1989, p.36-45.
Memnonia I, Le Caire, 1990-1991.
Tags: Древний Египет
Subscribe

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Рисунки Якопо Беллини

    Якопо Беллини - венецианский художник. Предположительные даты жизни 1400-1470. Родился и умер в Венеции. Сын лудильщика. Основатель художественной…

  • Антонио Сальвиати

    Венеция, Гранд-канал - плывём от Сан-Марко на вапоретто к вокзалу. По сторонам, успевай только головой вертеть, прекрасные дворцы, один лучше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments