Дмитрий Евтушенко (evtushenko75) wrote in history_of_art,
Дмитрий Евтушенко
evtushenko75
history_of_art

Category:

L`ULTIMO TIZIANO

Едва я сошел по ступенькам вокзала к Большому каналу, как увидел висящую слева на мосту огромную афишу "L`ULTIMO TIZIANO". Фоном служил фрагмент картины "Венера, завязывающая глаза Амуру", которая выставлялась в конце прошлой весны в здании Третьяковки на Крымском. Иначе говоря, речь шла о выставке Тициана позднего периода.
http://www.ultimotiziano.it/Home.html
Невероятная удача! Я туда поспешил буквально на следующий день. И побывал за неделю поездки трижды. К тому же, недавно прочитал вышедшую в ЖЗЛ книгу Александра Махова о Тициане. После нее Тициан стал для меня не просто автором пусть и обожаемых, но висящих в музее картин, а вполне живым человеком. Уникальность выставки была в том, что картины были привезены в Венецию из всех крупнейших музеев мира. До этого я их видел собранными вместе лишь под обложкой тициановских фолиантов. А здесь я получил возможность увидеть воочию знаменитое "Наказание Марсия", которое находится в небольшом чешском городке Кромериц, где я вряд ли когда побываю. А еще два варианта "Лукреции и Тарквиния", двух "неэрмитажных" Магдалин, "Пастуха и нимфу", "Христа и Пилата" и многое, многое другое. Каждый раз, когда видишь что-то подобное, испытываешь невероятный подъем и трепет. Ходишь по одному, второму, третьему кругу. Отдельно по многу раз смотришь особо поразившие работы. А поздний Тициан действительно поражает каким-то запредельно нерукотворным мастерством. Это не академическая лепка формы кистью, тоном, светотенью, чему учили меня. Полуслепой мастер, на первый взгляд, хаотично наносил на холст красочную массу, не кистью, а пальцами вплавлял один полутон в другой, а все изображение растворял в бесконечном свето-воздушном пространстве. А потом лессировочными кляксами подчеркивал характерные детали: зрачки, ноздри, уголки губ. И все это за несколько столетий до импрессионизма. Да что там импрессионизм! ХХ век в лице тех же Сутина, Кокошки, да и наших Зверева, Биргера, Рабина - это как разбегающиеся галактики. А первоначальным взрывом был Тициан. Потому что его предшественниками были Карпаччо, Беллини, Джорджоне. Да и сам он в начальный период творил в русле их традиций. И вдруг - прорыв. То есть, впервые главным субъектом живописи стала сама живопись. Ее пластическая составляющая. Аналогичная история в скульптуре с "Пьетой Рондонини" Микеланджело. Смотрится абсолютно современно.
Собственно, лучше увидеть снятые фрагменты. Например "Мадонну с младенцем".


Ну и, конечно, вершинным произведением является его самая последняя "Пьета", в процессе написания которой он и упал с лестницы замертво в почти столетнем возрасте. Ее нужно исследовать и впитывать буквально по микрону. В залах было темно, но главное на снимках можно увидеть и ощутить.





А в сохранившемся здании мастерской Тициана рядом с Фондамента Нова находится мраморная мастерская, где делают надгробия, которые можно увидеть на Сан Микеле. О том, что здесь жил Тициан, высечено над входом. Дом, где он жил трудно увидеть, так как он за стеной.


Мастерская находится справа от входа. Я проник внутрь, и мне разрешили пофотографировать. По-моему, она имеет удивительно живописный вид и сегодня со всем этим хаосом и нагромождением предметов.





А этот набросок с последнего автопортрета Тициана я сделал в последнее посещение выставки в последний же день в Венеции. Потому что хочется не только впитать, но и унести с собой. Для фото недостаточно света. Да и запрещено. Копировать нет возможности. Пришлось перышком в блокнотике.


Сразу ошибся в пропорциях, кое-что исправлял. Так что дорог мне этот рисуночек исключительно тем, что делал я его, стоя перед подлинником Тициана.
Tags: 16 век, Италия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments