Шакко (shakko.ru) wrote in history_of_art,
Шакко
shakko.ru
history_of_art

Category:

Жизнь в искусстве

Образ Марии Магдалины в культуре, если начать его анализировать, состоит из множества археологических слоев: копнём вот здесь — и обнаруживаем блудницу без имени с алавастром из Евангелия Луки, тут — следы святой проститутки пятого века Марии Египетской, чуть поглубже — возникает еще одна Мария, сестра Лазаря; вид сбоку — излюбленная конспирологами и графоманами Магдалеянка-Санг Рааль, «королевская кровь» — и так далее. Но тем не менее, наиболее логически завершенную с точки зрения драматургии и накала эмоций трактовку Магдалины, Магдалины не как мифа, а именно как литературного персонажа, с началом, концовкой и кульминацией, мы находим в классической католической традиции — а она очень сильно отличается от упоминания в три-четыре строчки в Новом Завете.




Вторым по популярности бестселлером на дремучем Западе после Библии была «Золотая Легенда», написанная доминиканцем Якопом Ворагинским. Он записал в ней все байки, легенды и фольклорные свидетельства о святых, какие мог достать — и поэтому чтением книжка получилась чрезвычайно увлекательным. Именно на ней и основывается традиционная иконография Магдалины.

Итак, Мария Магдалина была чрезвычайно прекрасной распутной женщиной, зарабатывавшей блудом большие деньги. Её рисовали с распущенными длинными волосами — рыжей или блондинкой, и в дорогих одеждах.



1. Пьеро ди Козимо; 2. Ян ван Скорель; 3. А.Ф.Сэндис; 4. Баккьяча; 5. Ян Госсаэрт. В руках всех изображенных женщин сосуд с миро, атрибут, о котором речь пойдет ниже


В Вифании у неё оставалась сестра Марфа, и брат Лазарь. Семья не одобряла занятия и настроения красавицы.



1. Караваджо. «Марфа укоряет Марию за тщеславие». Символ тщеславия — зеркало. 2. Гвидо Каначчи. Тот же сюжет. На заднем плане аллегория Добродетели, торжествующей над Пороком. Обнажённая Мария после хорошего вечера возлежит на полу, а сестра руководящим жестом указывает ей на нравоучительные аллегории.


Но потом случилось нечто, что перевернуло всю жизнь Марии — она встретила Иисуса и уверовала в него.



1. Одно из самых ранних дошедших изображений Христа — энкаустическая (написанная восковыми красками) икона из монастыря св.Екатерины, Синай, (6-7 вв.). 2. Габриэль фон Макс, «Исцеление больного ребенка», (2-я пол. 19 в.). 3. Лукас Кранах Ст.«Христос и грешница»


После этого Магдалина оставила свое ремесло и стала следовать за Иисусом с учениками, служа ему своим достоянием. Чувства, испытываемые ею к Учителю, были глубокими. Как-то, когда Иисус с апостолами ужинал в доме одного из своих приверженцев в Вифании, Магдалина принесла драгоценный алавастровый (алебастровый) сосуд, полный дорогостоящих благовоний, разбила его и умастила ноги Иисусу, утерев их потом своими великолепными волосами. (Проблема того, кто именно умащал Иисуса — Магдалина, Мария из Вифании, безымянная блудница, были ли это ноги или голова, в чьем доме и в какой именно это день происходило — очень сложна. Желающие см. энциклопедическую статью Помазание Иисуса миром. Но художников эти догматические споры не интересовали, они приняли красочную версию, что сделала это блудница Магдалина, и писали картины).

Изображения Марии, утирающей волосами ноги Иисусу, целующей стопы и обливающей их своими слезами — самая эротичная форма изображений взаимодействия Иисуса с женщинами в религиозном искусстве.


1. «Пир в доме Симона Фарисея», Рубенс, 2. Аналогично, рисунок Уильяма Хоула, 19 в. Аналогично, неизвестный французский художник, 15 в.


Иисус также испытывал нежность и уважение к Магдалине. Её семья — Лазарь и Марфа, стали его друзьями, он гостил в их доме. Как-то, когда он был у них, Марфа хлопотала, собирая обед. Мария же просто села на пол у его ног и стала завороженно слушать слова Христа. Марфа (почему-то мне кажется, что она была старшей сестрой) упрекнула Марию в бездействии и сказала, что ей вообще-то нужна помощь. Иисус же защитил свою ученицу, произнеся: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё."



1. Ранняя картина Вермеера. 2. Марта, фламандская миниатюра, (15 в.). 3. Картина Генриха Семирадского.


Через некоторое время дружба Иисуса оказалась чрезвычайно важной для этой семьи — брат Магдалины, Лазарь, заболел и умер. Но Христос воскресил своего друга из мертвых. Лазарь восстал из гробницы, где он пролежал несколько дней. Вообразите чувства его любящих сестер, к которым с того света был возвращен брат.



1. Хуан де Фландес, (нач. 16 в.). 2. Караваджо (1609 г.). 3. Братья Лимбурги. Миниатюра из Великолепного Часослова герцога Беррийского


Марфа и Мария целовали землю под ногами Иисуса, не нарадуясь воскрешению брата.



1. Фреска Джотто. 2. Русская икона. (Обратите внимание, Мария опять лобызает стопы Иисуса).


Но дальше настали тёмные времена: Тайная вечеря, моление о чаше в Гефсиманском саду, поцелуйное предательство Иуды, арест Иисуса, Христос оказывается перед синедрионом, перед Пилатом, перед Иродом, апостол Петр отрекается от него, Христа бичуют плетью и его тело покрывается кровью, его увенчивают колючим терновым венцом, на плечи ему нагромождают тяжелый деревянный крест, он идет, идет в гору, и на Голгофе железными гвоздями его прибивают к перекладинам, пронзая его стопы и кисти рук. Потом он испускает дух и сердце его пронзают копьем.

Магдалина была свидетельницей казни. Она обнимала подножие креста и опять целовала, рыдая, ступни Иисуса.



1. Тосканская фреска. 2. М.Грюневальд, Изенгеймский алтарь. 3. Скульптура Д.Буссолы (17-й в.)


Горе, которое испытала Магдалина, представить трудно. Они сняли тело Иисуса с креста, оплакали его, положили во гроб и похоронили.



1. "Оплакивание Христа". Картина У. Лоренцетти. 2. "Положение во гроб", картина Фра Бартоломео. Магдалина на обоих полотнах — рыдающая женщина, обнимающая стопы.


Через несколько дней Мария вместе с другими женами-мироносицами отправилась к гробнице, чтобы умастить покойного — сравните с тем, как она умащивала его до этого, живого и любимого. В руках у нее было то же миро, но ситуация уже изменилась кардинально. Но женщинам не удалось выполнить задуманного — камень, загораживавший вход, был отвален, а сидевший на нем ангел рассказал барышням о том, что Иисус воскрес.

В это поверить, конечно, сначала было трудно. Но через некоторое время Мария встретила самого Христа. Она хотела прикоснуться к нему, но он отстранился со словами запрета «Не прикасайся ко Мне, потому что Я еще не поднимался к Отцу. Пойди лучше к Моим братьям и скажи им: Я поднимаюсь к Моему Отцу и к вашему Отцу, к Моему Богу и к вашему Богу».



1. Фреска Джотто, 2. Картина Корреджо. 3. Картина А.Иванова


После этого начинается истинная перемена личности Магдалины. В ней уже ничто не напоминает ту расфуфыренную блудницу в золоте, которая вкушала жареных лебедей считанные месяцы тому назад. Когда апостолы расходятся по земле проповедовать, она вместе с братом и сестрой садятся на корабль и отплывают в Галлию, чтобы просвещать. Но крещение Франции Магдалина предоставила своим попутчикам св. Максимину, Мартеллу и Кидонию. Сама же удалилась в пустыню и стала аскетом, оплакивая все свои грехи.



1. "Кающаяся Мария Магдалина". Картина Тициана. 2. Аналогично. Рисунок Оноре Домье


Она жила в пещере, питалась чем бог пошлет. Ее одежда истлела, и тело прикрывали лишь волосы — уже не такие роскошные, вероятно, но все же длинные. Полное одиночество, наедине с собственными мыслями.



1. Картина Мастера Марии Магдалины Каподимонте. 2. Картина Эль Греко. 3. Картина Жоржа де ла Тура. Череп - атрибут Магдалины как аскета


Она прожила так ТРИДЦАТЬ лет.


Скульптура Донателло


Под конец этой аскетической жизни в пустыне дух её исполнился просветления. Ее изнемождённое старое тело каждую ночь возносят — или ей это так кажется — на небеса ангелы. «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“».



1. Польская резная скульптура. 2. Картина Джованни Ланфранко (1604-1605). 3. Картина Клаудио Антолинеза (1660-1670). Обратите внимание, что во всех "Вознесениях Марии" художники не достигают проникновения Донателло — везде она молода и красива, а кое-где даже довольно упитанна.


Перед смертью её причащает случайно забредший в эти края священник. Святой Максимин, приплывший с ней во Францию, погребает свою соратницу в заложенной им в Провансе церкви, где ее мощи показывают и поныне. Такова, согласно западной, католической традиции, была жизнь святой Марии Магдалины, блудницы, раскаянием искупившей свои грехи.



Нота бене:
1. Православная церковь не считает Магдалину грешницей (по евангелиям из нее всего лишь изгнали 7 бесов) и полагает, что Мария (сестра Марфы и Лазаря), Магдалина и блудница, омывшая ноги Иисусу — три разные женщины. По византийским легендам после распятия Магдалина вместе с Иоанном проповедовала в Эфесе и, как предполагают, скончалась мирно от болезни, в окружении последователей.
2. Фетишизм, связанный со ступнями, по-научному называется подофилия.


Ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мария_Магдалина
http://www.oceanru.com/magdalene/ - Галерея
http://www.globalfolio.net/main/modules/gallery2/v/Christian+Saints/St+Mary+Magdalene/ - аналогично


Tags: тематические подборки
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…