Кирилл Алексеев (nikto001) wrote in history_of_art,
Кирилл Алексеев
nikto001
history_of_art

РАЗРУШЕНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИСКУССТВА


Под катом обращение Конфедерации российских антикваров и арт-дилеров на предмет издания "каталога подделок".


 


РАЗРУШЕНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИСКУССТВА:

 КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

 

Россию пытаются втянуть в торговлю самыми дорогими и наиболее легкими для подделок произведениями искусства. Сегодня на арт-рынке это - работы французских импрессионистов и современных художников. Ранее этот материал не пользовался спросом у российских покупателей. Известны лишь отдельные продажи, явившиеся результатом тщательно подготовленных и дорогостоящих PR кампаний. Российский арт-рынок только формируется, выделяются его основные участники, уточняются правила игры. Появление на нем таких сильных и искушенных игроков, какими являются международные аукционные дома, может привести к ограничению потенциалов российских дилеров и замедлению развития профессиональных структур на отечественном арт-рынке. Не способствуют стабилизации бесконечные скандалы, ощутимо подрывающие доверие русских и иностранных покупателей. Эти известные обстоятельства должны получать объективную оценку, предполагающую возможные пути выхода из них, вместо сентенций вроде «отечественный рынок – рынок подделок и фальшаков», которые лишь коллапсируют ситуацию, не предлагая ничего взамен.

Ещё больше дестабилизируют рынок недавно вышедшие каталоги, где опубликованы известные или обнаруженные подделки произведений старого искусства. Легко представить, какой шок испытал бы западный антикварный рынок, если бы подобное издание появилось там. Достаточно вспомнить сенсационное разоблачение вангоговских «Подсолнухов». Стремясь сохранить стабильность своего рынка, западные специалисты не спешат обнародовать свои и чужие экспертные ошибки. Кому же подобные публикации выгодны в России? Не секрет, что за этими изданиями стоит галерея Триумф, до боли напоминающая своим названием премию в области современного искусства, финансируемую известным предпринимателем. Эта галерея, офис которой располагается в бывшем доме приемов ЛогоВАЗа, принадлежавшем некогда знаменитому лондонскому страдальцу, занимается западноевропейским и современным искусством. Противостоять потоку некачественных и фальшивых работ, идущих с Запада или «найденных» на родине, могла бы налаженная работа экспертов, отвечающих за правильность заключений своим именем или, даже, своим состоянием. Привлекать же в качестве эксперта вышеупомянутого издания уже не работающего в ГТГ господина Петрова, дискредитировавшего себя отказом от своих же экспертиз, кажется верхом цинизма. Да и, вообще, кому адресовано это издание? Вряд ли арт-дилерам и антикварам. Они работают самостоятельно или обращаются к музейным специалистам.Покупатели же, полностью дезориентированные, теперь вынуждены перед каждым приобретением, как со Священным Писанием, сверяться с этим кондуитом и задаваться вопросом: «А НЕТ ЛИ И ЗДЕСЬ ошибки или чьего-то злого умысла»? Не доверяя ни отечественным продавцам, ни отечественным экспертам, некоторые покупатели кинутся на западные аукционы, прямо или косвенно ослабив отечественный рынок искусства. Наивно верить, что они легко станут полноценными участниками западного арт-рынка, что там с ними обойдутся по-джентельменски, что они смогут избежать ошибок и не нарваться на подделку или неправильно атрибутированную работу.

Не лучше ли помочь отечественным экспертам? Аттестовать лучших специалистов, вывести их оценки из поля тотального недоверия? Россвязьохранкультура на сегодняшний день зарегистрировала более 400 экспертов, а Конфедерация антикваров не может набрать и двадцати. Что это? Заниженные критерии оценки специалистов? Раздутые, хорошо известные по советским временам кадры? Когда будет ясность с экспертизой? Ведь, именно безошибочная профессиональная экспертиза является препятствием для появления фальсификаций. Стабилизации отечественного рынка, на наш взгляд,немало способствовал бы и более качественный контроль за незаконным вывозом произведений искусства из России. Парадоксально, но факт, что только за 2007 год около 40% произведений искусства, предложенных на западных аукционах, можно было приобрести в Москве и Санкт-Петербурге. А сколько работ, вывезенных из России в разное время, появляется на зарубежных торгах!

Хочется верить, что сложившаяся ситуация очевидна для соответствующих государственных институций, что их деятельность будет способствовать её разрешению и укреплению отечественного рынка искусства.

 

Правление Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров

Tags: теория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments