zerckalo (zerckalo) wrote in history_of_art,
zerckalo
zerckalo
history_of_art

Category:

"Забавы гения"


Пару вводных строк.

Несколько слов хочется написать об одной, на мой взгляд, часто оставляемой за бортом теме, а именно – керамике Пабло Пикассо.

Эту тему часто обходят стороной, ссылаясь на не лучшее качество работ из-за плохой обработки материала. Но все же, небольшой этюд на данную тему.



Что особенного в керамике Пикассо…

 

Пикассо проявляется в керамике не только как график, но и как скульптор. Вносит много нового и в форму (новые формы, рельефность, игра фактурой), и в цвет (новые сочетания цветов, глазурованная поверхность сочетается с матовой).

 

Пикассо делает современными мотивы прошлого, дает им новую жизнь.

 

Игра. Он играет с формой, с материалом. Метаморфозы. Преобразование всего. Его взгляд: взгляд на привычное по новому. Он импровизирует.

 

Исследователь творчества Пабло Пикассо найдет в нейх «кухню» художника, ход его мысли.

 

Керамика Пикассо не изумляет крикливостью, полной сменой всего. (так, как возможно его живопись. Возможно в керамике меньше вызывали удивление деформированные тела предметов. Она изумляет другим: своей яркостью, неподражаемой индивидуальностью.

В ней можно найти наивность и простоту.

Движение Пикассо-керамиста  шло в противовес стандартам

 

Важно отметить, что Пикассо поднял серийное производство, заглохнувшее в Валлорисе

Сейчас в мастерской Мадура – продолжает существовать производство небольших серий керамики Пикассо. Возобновилось остальное гончарное производство (правда, стоит заметить, часто это безвкусно).

 

Начало…

Традиционным началом обращения считается – 1946 год, связанный с поездкой в Гольф-Жуан (Валлорис). Небольшой городок, уже был славен подобными промыслами. Возможно, это одна из причин, толкнувшая Пикассо к экспериментам с глиной.

Хотя, например, Mathrew Kangas  считает, что первая керамическая статуэтка относится еще к 1904.  Затем, стоит учесть и знакомство с четой Рамье и первые попытки. Но лишь в 1946-47 годах Пикассо начинает заниматься керамикой вплотную.

 

 

Сюжеты и стилистика…

Пикассо  любил смену деятельности. Тем более керамика позволяла работать одновременно и в живописи и в скульптуре. Она же разрешала проблему, занимавшую художника: искусство как предмет обихода. Через керамику проходит большинство мотивов его творчества. Это своеобразная творческая лаборатория художника.

 

Огромное количество сюжетов.

Множество проб, попыток, ошибок, открытий..

Были попытки систематизации. Но «каждое отдельно взятое произведение раскрывает только определенную грань, одну из особенностей его пластики».

(Каретникова И. «Керамика Пикассо», 1967 год).

Массу керамических предметов, вышедших из-под руки Пабло, можно делить по сериям, по материалу (цвет глины), по техническим особенностям.

 Например: существует целая серия тарелок, в технике, которую Алан Рамье назвал «Original print of Picasso»: когда  рисунок гравируется на оборотной стороне. (1)

В керамике причудливо сочетается быстрота работы Пикассо и сам метод работы в керамике, требующий долгого внимания.

 

Немножко систематизации..

Частенько о Пикассо говорят как о художнике- крушителе старых традиций. Но это не совсем верно. Даже поверхностный пробег по его наследию говорит совсем об обратном.

Огромный блок керамики связан с  вековыми традициями различных культур. (рукотворчество в противовес стандарту)

Здесь масса тем:  Крито-микенская культура и Пикассо.


 
можно найти и зооморфные мотивы – так называемый стиль «комарос» (фауна и флора),


мотивы спирали, бегущей волны, свободное расположение рисунка на поверхности сосуда.

 
Ковровый стиль, связь с майоликой  Испании и Андалусии

 Завитки, линии(барашки) от арабского искусства.

Он преображает геометрический орнамент. Создает работы в духе узорчатого мавританского стиля 

 

-Античная культура оказала огромное влияние на все тв-во Пикассо (особенно в графике)  не преминула отозваться и в керамических работах: чернофигурные силуэты, графичность. 
Здесь же соотношение формы и росписи. Где роспись – это новое пространство, обзор по кругу. 


У Пикассо мы встретим и античных  героев:пан, минотавр (еще с 20х годов идет постоянное обращение к этим образам), и другие. 



 

Тарелки в стиле «Original print of Picasso» как можно заметить напоминают античные камеи.. 

Постоянно присутствуют и мотивы, которые повторяются, варьируются мастером, как, например: лицо «фавна», или образ солнца. Нет возможности перечислить все  

 

Множество керамики с женскими образами.

             1. Сосуды в виде женской головы 

                 (обычно вытянутой формы, расширяющиеся книзу)

             Здесь тоже можно наметить связь с Грецией. (двуликий канфар)

              2.Женщина – ваза. (Крит – Женщина со змеями – плодородие)

                      

               3. Женщина-цветок. Портрет Франсуазы.

                   (Постепенно перерастает в вазу с ручками по обеим сторонам)

 

Множество испанских мотивов – коррида.

И тут связь с графическими работами. (так как параллельно с керамикой Пикассо увлечен литографией)

 

 

 И, конечно, мотивы- символы

Такие как голубка, лицо женщины с голубем из серии иллюстраций к книге Поля Элюара «Лики мира».

Многие плакаты перенесены на тарелки и обретают еще большую символичность.

 Простота, лаконичность выражения, ничего лишнего, геометричность, тонкие линии, плакатность, но, одновременно, интимность. 

 

Сова  излюбленный герой его работ также примерно с 1946 года.

 - стилистика та же. геометрический орнамент, простота, мало деталей. 

  

 

Немного о способе производства..

Пикассо не устраивала форма, которая выходила на гончарном круге.

Он делал обжимы. А из форм ваз выходили женские статуэтки: «Он так переделывал амфоры, что они походили на его скульптуры» (Фр. Жило)

В Валлорисе добывали глину темного цвета. В Провансе – белая, сероватого оттенка. Пикассо покрывал ее ангобом, пока еще не высохла форма. Но ангоб имел мало оттенков.

Пикассо пытался решить проблему разнообразия цветовой гаммы.

 Эмаль - она лишь на обожженную глину наносится, не требует глазуровки, но наверняка не скажешь какие формы примет при обжиге.

Частично Пикассо наносил глазурь. А после второго обжига  голые части покрывал красками черного и земляного оттенков и лощил их.

Вот  и здесь его ожидал целый ряд проблем - глина в Валлорисе не подвергалась должной обработке.

А также – не очень хороши были и сами печи. Отчего – результат: некрепкая керамика, где роспись и форма – одно целое, поэтому, если что-то одно потеряно, то нет ничего.

Tags: 20 век, Испания, декоративно-прикладное искусство
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…