ART-Siproshvili (siproshvili) wrote in history_of_art,
ART-Siproshvili
siproshvili
history_of_art

Categories:

Апокалипсис в живописи

 

Апокалипсис - Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва название последней книги Нового Завета (в Библии). От греч. ποκάλυψις — раскрытие, откровение).

 Христианская традиция приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову.

В книге Откровения описываются cобытия, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы.

Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Христа, конец света, Страшный суд. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжёлую борьбу. 

"Иисус Христос вещает о "кончине века" в мерзости и запустении и о знамениях скорого пришествия Сына Человеческого"
"Не личности будут уничтожены к моменту пира - торжества всего спасенного человечества, а все пройдут очистительный огонь, и будет изгнано "оно" - "зло, находящееся в этих личностях, во всем, во всех существах, от демонских сил до человеческих" (о. Сергий Булгаков)."

 

Иероним Босх

"Рай и Ад" (1 Земной рай; 2 Вознесение праведных; 3 Низвержение грешников; 4 Ад).

Ссылка http://mystral.narod.ru/gallery2.html


Сипрошвили Гиви

«Апокалипсис» картон, масло, смешанная техника 2007 г.Ссылка   http://www.gallery-siproshvili.com/razn/apokalipsis.jpg

«Апокалипсис» художника, этакий цветок зла, переплавляющий красоту земную в смерть, и одновременно смертные оковы разрушающий. В этом горниле и лик самого художника, и узнаваемые черты героев его произведений.

Техническая сторона произведений Г.И.Сипрошвили удивляет своим  разнообразием: где-то это большие красочные плоскости, выложенные мастихином, где-то это тягучий, пластичный мазок, моделирующий форму. <lj-cut> <lj-cut text="Read more">      В некоторых произведениях сложная зернистая фактура с цветными подкладками, рельефными оттисками, процарапыванием – сама по себе становится драгоценной и требует лишь изящного касания кисти для рождения изображения. Многие приемы являются уникальным авторским изобретением  живописца. Работа  художника с фактурой придает его произведениям особую драгоценность.

    Но как бы ни были интересны технические приемы, не они, не ремесленная сторона делает живопись  художника ярким явлением в изобразительном искусстве. В его работах – философских притчах и натурных пейзажах, фантазиях и натюрмортах – есть мысль, душа, широкая  эмоциональная палитра, а главное – любовь, то, без чего не рождается тайна Искусства.

Ирина Протопопова</

Васнецов В.М.

«Воины апокалипсиса»

Холст, масло   1887

Ссылка http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=7997

Эсхатологические мотивы в русской живописи начала XX века, на наш взгляд, в наиболее полной и канонически безупречной форме выражены в трех работах Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), представленных в залах Академии художеств осенью 1903 года: "Страшный Суд", "Распятие", "Сошествие во ад". Особое внимание привлекает трехчастная композиция Страшного Суда, которую называли "гениальным избытком", - с изображением небесного, земного и преисподнего. Этот замечательный триптих, сохранив традиции древнерусской иконописи, вместе с тем явился новаторским, по сути, произведением, дальнейшим шагом в искусстве Васнецова после его росписей в киевском Свято-Владимирском соборе.

 О. СТЕФАН ЛИНИЦКИЙ:СКВОЗЬ ЗЕРКАЛО АПОКАЛИПСИСА Ссылка http://www.metakultura.ru/sou_krs/linitskiy1.html
… глобальный Апокалипсис в образе озоновой дыры, Чернобыля, новых Хиросим и Освенцимов угрожает не только России. Маститые футурологи, как, например, академик Бестужев-Лада, выступают с трогательными предостережениями и наивными рецептами спасения ("Наука и религия", 1995, № 5), - как отвести от нашего "Титаника" жуткий айсберг глобальных опасностей. Но корабль цивилизации тонет. Чернобыль дал первую ощутимую в мировом масштабе течь, и мы идем ко дну, не умея проплыть между Сциллой и Харибдой. Альтернативного отказа от современных технологий и возврата к природе не может быть. Проект построения искусственной биосферы - утопия; рассуждения о т.н. "ноосферизации человеческой деятельности" (термин акад. В.И. Вернадского) являются в наше время дымовой завесой; многие продолжают жить по принципу "после меня хоть потоп", - в этом индивидуальная вина каждого, которая может обернуться всеобщей бедой….

Апокалипсис и эсхатологические мотивы в русской культуре XX века
Валентин НИКИТИН
Докт. филос. наук, акад. РАЕН

Апокалипсис (по греч. - откровение) - Богодухновенная книга Откровения о судьбах мира и человечества, изложенная преимущественно в символах и аллегориях. Памятник раннехристианской письменности (последняя, а по хронологии написания - первая из книг Нового Завета), он издревле считается наиболее таинственным и загадочным из всего корпуса христианской литературы, включая апокрифы. Для датировки Апокалипсиса основополагающим остается свидетельство св. мученика Иринея, епископа Лионского: "Откровение было незадолго до нашего времени, почти в наш век, под конец правления Домициана", то есть, около 95 г. по Р.Х. Западная Церковь уже к началу III в. признала каноничность Апокалипсиса; Восточная - в 397 г., но окончательно он был канонизирован на III Константинопольском Соборе 680 г.
Обычно Апокалипсис воспринимается как пугающая "книга ужасов", синоним мирового катаклизма и всеобщей гибели. На самом деле он оптимистически возвещает об уничтожении зла и его демонических носителей, об установлении на земле царства Божия - Нового Иерусалима. Как литературный жанр Апокалипсис восходит к библейским книгам пророка Даниила (II в. до Р.Х.), в которых предсказывалось избавление Израиля от притеснителей, благодаря чудесному вмешательству Божию. Типологически Апокалипсис имеет черты сходства с некоторыми пророческими книгами Исайи, Иезекииля, Иоиля, а также с отдельными апокрифами (книги Еноха, Ездры, Вознесение Моисея, откровение Петра и др.), часть из которых утрачена.
Автор Апокалипсиса, св. апостол и евангелист Иоанн, именуемый Тайнозрителем, разворачивает перед нами целую галерею потрясающих воображение и сознание образов и событий.
Комментаторы придерживаются двух основных позиций: одни стараются свести пророчества Апокалипсиса к минимуму, видя в них отражение исторических событий или даже астрономических коллизий (Николай Морозов, "Откровение в грозе и буре"); другие стремятся интерпретировать всю мировую историю, все события прошлого, настоящего и будущего, включая историю Церкви ("семи Церквей") и Страшный Суд, как проекцию профетических видений, открывшихся любимому ученику Спасителя на острове Патмос, куда он был сослан.
В действительности образы Апокалипсиса не совпадают с историческими персоналиями и событиями. Например, гонения на христиан, предсказанные в нем, и реальные преследования при римских императорах Нероне и Домициане. Можно считать оправданным пафос средневекового толкователя аббата Иоахима Флорского (ок. 1132-1201) относительно различных манифестаций диавола в мировой истории и появления в связи с этим Антихриста, - одного из главных героев книги (который проявляет себя в истории как "гидра о семи головах"), но едва ли допустимо без существенных натяжек и произвольных экстраполяций отождествлять зверя о семи головах и десяти рогах Апокалипсиса (13: 1-10) с десятью царями и царствами, которые пришли на смену Римской империи. Следуя принципу Блеза Паскаля, то есть, признав, что лучший путеводитель по Библии - сама Библия, мы увидим, что в Откровении постоянно используются приемы обобщающего синтеза, с одной стороны, и персонификации, с другой.
Иносказания и символика Апокалипсиса получили художественное воплощение в иконописи и живописи, в книжных миниатюрах и графике (особенно популярны гравюры Дюрера); широко распространены изображения четырех апокалипсических всадников и трубящего архангела, возвещающего о Втором пришествии Христа. Идеи, образы и сюжеты Откровения нашли также отражение в мировой литературе, достаточно вспомнить "Центурии" Нострадамуса, "Антихрист" Эрнста Ренана, историко-культурологические построения Николая Данилевского ("Россия и Европа") или Освальда Шпенглера ("Закат Европы"), эзотерические образы Карлоса Кастанеды. Апокалипсическая символика и поныне питает воображение поэтов и мистиков, философов и богословов, нередко, порождая, к сожалению, всякого рода сектантские спекуляции и измышления. И здесь православные и католики призваны к духовному трезвению и общему свидетельству, опираясь на великое наследие Единой Неразделенной Церкви.
Именно к Апокалипсису восходит эсхатология (от греч. escatos - последний и logos - слово, учение) - богословское учение (раздел догматического богословия) о последних судьбах мироздания и человечества. В иудаизме эсхатология излагается в книге пророка Даниила и в произведениях периода Второго Храма (4-я книга Ездры, 2-я книга Варуха и отрывки из 1-й книги Еноха). В христианской парадигме эсхатология - учение о финале мировой истории, о страшных событиях, предваряющих приход антихриста и установление его диктатуры, о сопутствующих этому периоду катаклизмах, наконец - о Втором пришествии Христа, всеобщем воскресении мертвых, Страшном Суде, преображении вселенной. Есть в Апокалипсисе и намеки на апокатастисис - возвращение в первоначальное райское состояние.
Следует обратить внимание, что хотя вся Библия является Откровением Божиим, но в христианской традиции лишь для Апокалипсиса усвоено это наименование. Апокалипсис - самый ранний памятник Нового Завета, написанный еще до Четвероевангелия; и он, безусловно, является наиболее иудаизированной книгой Нового Завета. Можно спорить и о том, что Христос Апокалипсиса - не равночестное Богу-Отцу Второе Лицо Троицы, но лишь Агнец Божий, искупительная Жертва за грехи мира. Не следует забывать и о том, что осужденная Церковью ересь хилиазма также восходит к Апокалипсису. Интересно, что Откровение Иоанна Богослова - единственная из книг Библии, которая не входит в круг богослужебного годового чтения (ее используют в литургической практике лишь в монастырях Святой Горы Афонской).
Таким образом, апокалипсическая эсхатология - это и Страшный Суд, и чаяние мировой гармонии; осуждение грешников, и торжество праведников; вечные муки в геенне огненной - и несказанное блаженство в раю; обрыв истории и начало метаистории - Новый Иерусалим, сходящий с Неба, новое небо и новое земля... Отсюда исключительная напряженность, противоречивость, антиномизм, многогранность и синтетичность эсхатологических представлений, как в самом богословии, так и в культуре. Вот уже два тысячелетия аллегорическо-символический язык Апокалипсиса, его глобальная иносказательность привлекают к этому несравненному памятнику внимание философов и богословов, художников и поэтов, математиков и музыкантов. Топонимика и антропонимика Апокалипсиса позволяют широко использовать его образы и идеи в живописи и поэзии. Можно сказать, что Апокалипсис является тем оселком, тем пробным камнем, на котором испытуется качество различных культурных ценностей, выявляется отличие подлинного от мнимого. Образы Апокалипсиса получают резонанс и в других мировых религиях и культурах, например, в исламе. Вспомним "Подражание Корану" А.С. Пушкина.
История рода человеческого не развивается по какой-то восходящей спирали согласно т.н. "теории прогресса", но идет зигзагами, претерпевая неудачи и провалы, - через тернии к звездам! Церковь учит, что царство Божие в истории не может быть осуществлено во всей полноте, что до самого конца исторического времени будет продолжаться борьба добра и зла. Эта борьба проходит через всю мировую культуру, вызывая соответствующую дифференциацию в системе ее ценностей, подлинных и мнимых. Это противоборство достигнет максимального напряжения - и тогда произойдет поляризация добрых и злых сил, выражаясь словами Тейяра де Шардена - наступит разрыв ноосферы.
Библейское понятие об условности эсхатологических пророчеств (вспомним гибель Содома и Гоморры и спасение Ниневии, жители которой, покаялись, вняв пророку Ионе) ведет к такому пониманию Апокалипсиса, в котором, безусловно, проявляется всемогущество Божие, но в то же время не умаляется и человеческая свобода.
В Новом Завете представление об условности эсхатологических пророчеств существует, можно сказать, по определению. Парадокс христианского Благовестия в том, что Первое пришествие Христово совершилось, чтобы не было Второго. И наоборот, - Апокалипсис становится возможным, потому что была Голгофа: "Поражу пастыря, и рассеются овцы" (Мк. 14: 27).
Россияне, пережившие опыт концлагерей и репрессий, их дети и внуки, чувствуют эту связь между Голгофой и Апокалипсисом как никто другой.
 
Tags: тематические подборки
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…