Илья (dr_lathomorum) wrote in history_of_art,
Илья
dr_lathomorum
history_of_art

Categories:

Фердинанд Ходлер. Желание стиля


Весна. 1907 - 1910

Творческая судьба швейцарца Фердинанда Ходлера (1853 - 1918) вместила в себя всю неоднозначность художественного развития европейской живописи конца XIX - начала ХХ века. Обучавшийся искусству у Бертелеми Менна, бывшего, в свою очередь, учеником Энгра и Коро, Ходлер первоначально являлся страстным приверженцем натуралистического реализма. Его кумирами были Рафаэль, Гольбейн и Веласкес, а излюбленными жанрами - пейзаж и бытовая картина, посвящённая сценам из жизни простых ремесленников. Однако в истории искусства ему не была суждена роль одного из бытописателей эпохи. Знакомство с поэтом Луи Дюшозалем, который ввёл молодого живописца в круг символистов, распахнуло для Ходлера новые горизонты и вскоре позволило ему обрести собственную неповторимую манеру.


Ночь. 1890
(смотреть в большом размере: http://smallbay.ru/images7/hodler10.jpg)

Пора творческой зрелости Ходлера приходится на последнее десятилетие XIX века. Первой в ряду самых значительных его работ (не только в хронологическом смысле) стала "Ночь", в замысле которой нашёл отражение мистицизм символистского миропонимания, особая тяга к потустороннему и демоническому. Сюжет картины напоминает неотвязчивый кошмар, в котором соединились ужасное и чувственно-эротическое. Избранная Ходлером художественная форма также нетрадиционна - это вытянутое по горизонтали плоскостное панно, в котором очевидная условность в трактовке пространства сочетается с предельной реалистичностью изображения фигур. Тщательно конструируется композиция картины, в основу которой положено мощное ритмическое начало: зловещая задрапированная фигура обозначает смысловой и композиционный центр, от которого распространяются концентрические линии, подхваченные силуэтами лежащих тел. Последние располагаются в согласии с выдвинутой Ходлером теорией параллелизма: силуэты фигур пребывают в сложном взаимосоответсвии, подобно струнам хорошо настроенного музыкального инструмента. Этим приёмом мастер достигает необычайной монументальности станкового полотна.


День. 1900
(смотреть в большом размере: http://smallbay.ru/images7/hodler06.jpg)


Избранник. 1893 - 1894

Дальнейшее развитие принципов, обнаруженных в работе "Ночь", Ходлер предпринял в целом ряде произведений, написанных в 1890 - 1900-х гг. Главным достижением этого периода стало создание гармоничной композиционной схемы, в которой могла быть наиболее полно выражена собственная религиозно-философская программа художника, ставшая результатом серьёзных духовных исканий. Из убеждённого кальвиниста, едва не ставшего пастором, Ходлер превращается в поклонника теософии, участника эстетического салона "Роза+Крест" (не путать с настоящими розенкрейцерами). Его картины наполняются эзотерическими символами, обретая сокровенное значение, доступное лишь посвящённым. К концу жизни художник называл себя исключительно мистиком, подразумевая под "мистикой" "интимное сознание божественного присутствия".


Взгляд в бесконечность. 1916

Лаконичность рисунка и акцентирование ритмического начала позволяют говорить о стремлении Ходлера к обретению "большого" монументального стиля - стремлении, характерном для той эпохи в целом. Композиционные решения Ходлера претендуют на статус универсальных формул - сродни канону в средневековой религиозной живописи.
Tags: 1900-е, 1910-е, Швейцария, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments