Илья (dr_lathomorum) wrote in history_of_art,
Илья
dr_lathomorum
history_of_art

Categories:

Карл Фридрих Шинкель (1781 - 1841): Музей, Театр, Храм

Живописец по изначальной своей художественной специальности, Шинкель обратился к архитектурному творчеству на рубеже XIX века - в период, когда доселе целостный и неколебимый в своём господстве европейский неоклассицизм находился уже на закате своей истории. Требования археологической достоверности формального арсенала архитектуры в совокупности с новым репертуаром строительных задач определили образ европейского зодчества эпохи ампира и ранней эклектики. Актуализировались стилистические направления, занимавшие в неоклассицизме маргинальные позиции - прежде всего, неоготика, позднее - романо-византийский "стиль".
Шинкель принадлежал к числу тех, кто в новых условиях в целом сохранил верность античному идеалу, хотя качественно стиль "неогрек" (или Greek Revival) - это была всё-таки архитектура, отличная от неоклассики XVIII столетия.

1. Altes Meseum. 1824 - 1830




Прямым следствием торжества Просвещения стала секуляризация европейской культуры. Однако уже следующим актом оказалась сакрализация некоторых (основополагающих) элементов этой культуры, в первую очередь, это коснулось понятий знания и искусства. Согласно с идеей Гёте о божественности художника и святости искусства, на смену прежнему храму приходит Музей - новый пантеон, "эстетическая церковь". Этому способствовал новый факт публичности музейных собраний, которые именно в этот период выходят из контекста придворного и феодального быта, становясь общедоступными. Наилучшим воплощением этой новой функции стало здание Старого Музея в Берлине, созданное Шинкелем и совместившее в себе ключевые морфологические признаки европейского культового сооружения - напоминающую христианский храм структуру плана с выявленным центром-ротондой и колоннаду, задающую тему античного периптера.




2. Schauspielhaus. 1818 - 1821

Другим центром новоевропейского духовного мира становится театр, который так же, как и музей, претендует на статус нового пантеона. Тема Пантеона недвусмысленно звучит в здании берлинского драматического театра, построенного Шинкелем, однако здесь пластическая гармония римского шедевра предстаёт "в переводе" на язык плоскостей и кулис, объёмная композиция подчёркнуто односложна - её составляют большие, малые, средние параллелепипеды. Архитектоничность фасадов безупречна настолько, что рождает ощущение сухости.




3. Saint Nicolas of Potsdam. 1830 - 1849

Поиски новых решений в собственно культовом зодчестве 1820 - 1840-х гг. были связаны с попытками обогащения стилистической палитры, за счёт включения элементов и форм, прежде несвойственных классицистической традиции. Из архитектуры исчезает былая пластичность, живописность; архитектура стремится быть архитектурой в "чистом" виде. "Чистая" архитектура ассоциируется с геометризмом, лаконичностью объёмов и свободными фасадными плоскостями. Вместе с тем, в интерьере отмечается нагнетание декора, внутреннее пространство церкви или собора начинает наоминать музей - т.е. задача художественного осмысления сакральной функции церковного помещения уступает место задаче создания эстетически прекрасной среды




http://www.krugosvet.ru/articles/93/1009358/1009358a1.htm
http://aamz.ru/index/0-48
http://www.greatbuildings.com/architects/Karl_Friedrich_Schinkel.html
Tags: 1810-е, 1820-е, архитектура, классицизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments