Натали Красная Роза (vive_liberta) wrote in history_of_art,
Натали Красная Роза
vive_liberta
history_of_art

Categories:

музыкант, композитор, драматург - лики эпохи Просвещения

Когда она родилась? В полночь. И искусствоведы ставят в справочниках то 30-е, то 31-е июля. Зато год не представляет никакой трудности – 1767-й.

Пьер-Жозеф Кандель (1744-1827) был актером парижской Опера, да и сам время от времени писал музыку. Жена его вела дом, как подобает уважаемой даме осьмнадцатого столетия.

Первенец – и девчонка? Пьера это не разочаровало. Она непременно прославит его имя! И новорожденную назвали звучно и красиво – Амели Жюли.


Строптивый Кандель в то время все чаще конфликтовал с директором Опера и решил, что будет более ценим и более независим в провинции, и отправился с семьей в Бурбонне, где давал уроки музыки и исполнял обязанности концертмейстера в Мулене.

У юной Жюли обнаружился чудесный голос. Пяти лет она впервые выступила вместе с отцом. А через год ее начали серьезно обучать музыке, местный священник из Мо преподавал ей основы пения и игры на органе, отец знакомил ее с техникой игры на клавикордах.

Удача, однако, не улыбалась Канделю. Оказавшись кругом в долгах, он принужден был под покровом ночи исчезнуть и вернуться в Париж, и поступить в тот самый театр, откуда не так давно ушел, хлопнув дверью. Хорошо, что способную Жюли почти даром взялся учить Жозеф Легро (1736-1793). И он гордился своей воспитанницей: семилетняя исполнительница участвует в концерте для Людовика XVI. Девяти лет она представляет собственную аранжировку увертюры Глюка к «Ифигении» (правда, о ее авторстве не говорят) важным особам, среди них Шарлотта-Жанна Беро, маркиза Монтесон, герцог Орлеанский и ее величество Мария-Антуанетта, но, что много важнее, при сем присутствовали Софи Арну и сам Глюк. Композитор был очень растроган и пророчил девице Кандель блестящую будущность.

К двенадцати годам Жюли – признанный автор нескольких музыкальных произведений. Тогда же состоялся ее сценический дебют в роли Дианы в пьесе г-на Ленуара-Дюплесси «Амур, порабощенный Дианой», обозначенной как «мелодрама, пантомима и героический балет в одном акте». Это было 27 января 1779 года. Пьер Кандель окончательно убедился, что его дочери суждена карьера оперной певицы.

Он сам создал для нее оперу «Темир» (1781) и нашел мецената для постановки, маркиза Лувуа, но поскольку маркиз влюбился в четырнадцатилетнюю Жюли и попытался ее соблазнить, Кандель отказался от его покровительства и прибегнул к другому, некоего Луи-Огюста Ле Тоннелье, тогда министра короля. Юная певица была принята в труппу Опера, и 27 декабря 1782 года вышла на сцену в заглавной партии Глюковской «Ифигении». Другая ее роль была в новой опере Пиччини «Атис». Кандель, как опекун несовершеннолетней дочери, получил пенсию в 1800 ливров.


Современники описывают Жюли высокой и стройной, приятной внешности. Весьма обтекаемо и неопределенно. О ее манере пения говорят более образно и индивидуально: голос сладкий и выразительный, как горчичный мед, но любители бьющего ключом чувства и экспрессии будут разочарованы, девица Кандель сдержанна и ее игра и пение, как и ее облик, отмечены печатью ума строгого и незаурядного.

Блестящий дебют дался ей тяжело. Неокрепший еще голос утратил силу, и Жюли оставила Опера, занимаясь у Франсуа Рене Моле (1734-1802), страдая от своей застенчивости и боязни провала. Она переключается на концертную деятельность. Вот лишь некоторые ее сольные выступления:
15 августа 1783 года она исполняет концерт для пианино Клементи,
8 декабря – концерт для пианино Йоганна Шоберта,
20 мая 1784 года и 1 ноября 1785 года – концерт для пианино собственного сочинения,
2 февраля 1786 года – партия фортепиано в концерте для ф-но, кларнета, рожка и симфонического оркестра, написанного Канделем, тогда же она исполняет вокальный номер «Благо справедливости»,
8 декабря 1789 года – концерт собственного сочинения, вместе с известным Жаном Лебреном и знаменитым флейтистом Франсуа Девине.

Как отмечают хроники культурной жизни того времени, ей всегда аплодировали с большим воодушевлением и осыпали комплиментами.


Пьер Кандель не был больше в составе Опера и с 1784 года не получал пенсии. И тогда Жюли решила пустить в ход свои способности драматической актрисы. В понедельник, 19 сентября 1789 года, на сцене Французской комедии она дебютирует в «Андромахе» (роль Гермионы). Впечатление, которое она произвела на критиков и публику, неоднозначно. Иные утверждали, что восторги, ею вызванные, - скорее результат ее обаяния, чем таланта.

Посмотрим на ее портреты.

Черты лица правильны и гармоничны, но в ней нет столь ценимой парижанами задорной пикантности. Лицо спокойное, чуть холодноватое и немного меланхоличное. То, что известно о канонах красоты эпохи, позволяет предположить, что Жюли не обладала внешностью «модной» и яркой. А вспоминая характеристику, данную ей при оперном дебюте, скажем так: должно быть, «недостатком» Жюли с самого начала была та плохо принимаемая в актрисе широкой публикой интеллектуальность, которой отмечены нам известные Анук Эме или Изабель Юпер. И роли ей давали подстать – Роксана в «Баязете», Аменаида в «Танкреде», Галатея в «Пигмалионе». На одном из спектаклей Людовик XVI будто бы сказал: «Если театр не желает ее, я приказываю!»

Около года Жюли играла во Французской комедии на вторых ролях. Не имея желания интриговать и бороться с интриганами, она покинула театр и снова отправилась в «свободное плавание» - концертное турне по северным провинциям… то есть уже департаментам. Шел 1790 год.

Жюли с отцом концертировали в Аррасе, Дону, Лилле. В местных театрах Жюли играла в пьесах Седене, Мольера, Лемьера, Пьера-Луи де Беллуа, Вольтера.

Но в театральный мир всерьез вступает Революция. К руководству труппами приходят новые люди, изменяется репертуар. Прежние протекции теряют былую силу. Директор театра Пале-Рояль, знавший Жюли по ее выступлениям в Париже, приглашает ее к себе в качестве актрисы и администратора. Театр Пале-Рояль противостоит Французской комедии, теперь называемой «Театр Нации», оплоту старых порядков.

Жюли раскрывается с несколько неожиданной стороны, переходя к комическому репертуару в пьесах драматургов нового поколени: Шарля Франсуа Лебрена, Жана Андре Булиана, Олимпии де Гуж и Шарля Эпинуа. А ее участие 13 января 1792 года в постановке трехактной комедии Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы», где у нее были вокальные номера, упоминали все газеты, и вновь оценки давались очень разнообразные.

Общество поляризовалось, и театр не был исключением. Каждый чувствовал себя обязанным сделать выбор, выказать свои симпатии и антипатии. Жюди была на стороне Революции. Друзья и поклонники ее таланта создавали постоянный кружок, «салон», собиравшийся в ее доме. 16 октября 1792 года у нее в гостях – победоносный генерал молодой республиканской армии, Дюмурье. К этому вечеру приурочивают визит незваного гостя – Марата.
Но, впрочем, так это было или нет, установить уже трудно, а предание живо.
(Гравюра того времени. А вот описание самого эпизода в книге по истории театра.)

Жюли знакома с еще одним известным персонажем, деятелем Революции, - Фабром д’Эглантином. Это ей посвящено его стихотворение «Je t’aime tant».

В конце 1792 года Жюли уезжает концертировать в Лилль вместе с Пьер-Жаном Гара (1764-1823), это племянник Доменика Гара, будущего министра Директории, а сейчас депутата Конвента и ценителя искусств. Пьер-Жан – композитор, певец и музыкант.
22 ноября они исполняют
симфонию Гайдна,
сцены и арии из опер Пиччини и Керубини,
фортепианный коцерт и сонату для пианино сочинения Жюли Кандель.

Другим большим «проектом» Жюли была трехактная комедия «Катрин, или прекрасная фермерша». Премьера состоялась 17 ноября 1792 года. Музыкальное сопровождение также принадлежит Жюли. Спектакль имел шумный успех, но отнюдь не был однодневкой: в годы Революции он выдержал 113 представлений в 6 театрах Парижа, в 1793 году комедия входит в «топ-десятку», по выражению Д.Райта, и в последующие 35 лет более 150 раз комедия была поставлена в Париже, Брюсселе и Лилле.

Однако в том же 1793 Жюли потерпела неудачу. Олимпия де Гуж поставила свою пьесу «Генерал Дюмурье», и Жюли участвовала в спектакле. Пьеса была освистана и осмеяна. По какой причине? Из-за ставшего одиозным заглавного героя или же из-за слабой режиссуры, как считают критики?.. Как бы то ни было, Жюли в испуге покинула театр.

В 1794 году Жюли работала над одноактной комедией «Батильда», выдержавшей всего четыре представления. Некоторые мотивы из музыкального сопровождения к спектаклю она перенесла в фортепианный концерт, который она исполнила вместе с Никола Ансельмом Батистом-старшим (1761-1835).


Правила социализации неумолимы даже к артистической среде. И 3-го ноября 1794 года Жюли выходит замуж за Луи-Никола де Ла Роша, молодого человека на год ее младше, изучающего медицину. Она никогда не использовала его имя и развелась очень скоро, в декабре 1797 года.

Гораздо больше устройства семейного гнезда ее занимали музыка и театр. Она написала пьесу на жизненный сюжет, об одном благородном заключенном Сен-Лазара. Другая пьеса, квазиисторическая, называлась «Баядера», в чем д-р Райт видит квинтэссенцию ее собственной судьбы, следуя нехитрой логике «если не домохозяйка, то гетера». Очевидно, Жюли не вела замкнутый образ жизни, но очевидно так же, что руководила ею отнюдь не тяга к приключениям, и не тщеславие, а необходимость зарабатывать на жизнь. И сила таланта. Таланта, сознающего себя и настоятельного требующего проявления. Она концертировала в Бельгии и Голландии (заключенный ею контракт на 28000 ливров – это показательно), пробовала себя не только как драматург, но и как романист и поэт. Среди близких ее друзей были Этьен Никола Меуль и Анн-Луи Жироде. К сожалению, а, может быть, и нет, эти творческие союзы не были долгими и прочными, не в последнюю очередь из-за интеллектуальной независимости Жюли, которая не льстила ничьему самолюбию и имели собственный эстетические критерии.



Но вдруг в жизни Жюли наметился резкий перелом. Эта не придуманная история по праву соперничает со сценической интригой. Господин Жан Симон, каретных дел мастер из Брюсселя, приехал в Париж, чтобы устроить женитьбу сына Мишеля, беззаветно влюбленного в мадемуазель Ланж, Анну-Франсуазу-Элизабет (1772-1825), которая доводилась… племянницей Жюли. Познакомившись с тетушкой, Симон понял, чего его недостает для полного счастья, и предложил 34-летней актрисе, композитору, писательнице руку и сердце. Дело закончилось двумя веселыми свадьбами, а некий Франсуа Андре зафиксировал этот анекдот в своей пьеске «Комедиантка».

Жюли преобразилась. Как прежде была она добросовестным и ловким администратором театр Пале-Рояль, так теперь она стала директором предприятия. Дело Жана Симона шло в гору, за пять лет средней руки мастерская превратилась в процветающую, но… На сей раз вмешалась война. Наполеоновские войны, континентальная блокада стали причиной тысячи банкротств. И Жюли вновь пошла работать. Ведь кроме того, что надо помогать мужу, ей приходится содержать старика отца. Трехактная опера «Ида, или Орфей из Берлина» принято публикой вяло, но приносит кое-какое материальное вознаграждение. Следующая пьеса, «Луиза, или примирение», не удалась. Это было последнее произведение Жюли для сцены.



Первая реставрация в 1814 году вернула Жюли и ее отцу пенсию, как бывшим «театральным служащим». Жюли опубликовала стихотворение в честь дня рождения Людовика XVIII, однако возвратился Наполеон с острова Эльба, и Жюли уехала в Лондон. Здесь она пробыла около 16 месяцев, давала концерты, сольные и совместные с Джованни Батистой Виотти (1758-1824), пианистом Йоганном Крамером (1771-1858) и cкрипачем Шарлем Филиппом Лафоном (1781-1839).

В Париж она вернулась в июле 1816. Королевская пенсия позволяла ей существовать относительно стабильно. Жюли занялась преподаванием музыки, пения, литературы и риторики. Муж ее умер в 1821 году, отец – в 1827, Жюли взяла на себя заботы о «мачехе», второй жене отца, бывшей несколько моложе своей «падчерицы». Досуг она посвящала сочинению романов. «Лидия» (1809), «Батильда, королева франков» (1814), «Воспоминания о Брайтоне, Лондоне и Париже» (1818), «Агнесса Французская, или 12-й век» (1821).

В апреле 1823 года она третий раз вышла замуж, за вдовца Антуана Гилера Анри Перье де Сеновера (1789-1833), художника, работавшего декоратором и оформителем в парижских театрах. Жюли добыла для него в 1826 году хорошую должность – директора художественной школы в Ниме. Но в этом промонархическом городке, где процветали сервильность и низкопоклонничество, ей было неуютно и тоскливо. Революция 1830 года и последовавшие политические пертурбации подорвали ее материальное положение, да и здоровье. В июне 1831 года с ней приключилось что-то вроде паралича. Она выздоровела; держала даже музыкальный салон и литературный кружок. Но после смерти мужа в сентябре 1833 года вернулась в Париж.

Она гордо представлялась как «мадам Перье» и никак не могла примириться с этой последней своей потерей, старалась увековечить память Антуана.

Казалось, она вполне поправилась, когда внезапно умерла от апоплексического удара. Это случилось 4 февраля 1834 года. Жюли, мадам Перье, было пятьдесят семь лет. На Пер-Лашез был небольшой мавзолей, где ее похоронили. Должно быть, он цел и сейчас.


Если и вспоминают сегодня Жюли Кандель, то лишь как «подругу» жирондиста Пьера-Виктюрена Верньо и Жироде. Менее болтливая и напористая, чем Жермена де Сталь или Жюльетта Рекамье, она осталась на втором плане эпохи Просвещения, в тени Империи и Реставрации. А если бы она была мужчиной?.. Музыковеды считают, что имя Кандель было бы знакомо нам наряду с именами Меуля, Фрица Ланге, Шуберта и Чимароза.


Наиболее известные сочинения Амели Жюли Кандель



Три сонаты для клавесина и виолы (скрипки), соль-мажор, до-мажор, ми-мажор
Концерт для пианино и оркестра, ре-мажор
Дуэт для двух фортепиано
Две сонаты для пианино, оp. 4 (посмерт.)
Большая соната для пианино, ми-мажор (издана под именем Жюли Симон)
Вальсовый фрагмент по Моцарту
Две большие сонаты для пианино, оp.8, ре-мажор и моль-минор (изданы под именем Жюли Симон)
Семь вариаций на гимн Португалии
Духовная песня с 8 вариациями для пианино
Фантазия для пианино, с посвящением м-м Ривьер
Ноктюрн для фортепианного трио (фантазия № 5, op.11)
Фантазия на романс Хоффмана
Большая фантазия с вариациями



По статье д-ра Дэвида Райта и реферату книги М.Лассер «Жюли Кандель и Жироде: двойной портрет»
подготовили: Ирина Воронина, Люсиль и Эмиль Пашковский, редакторы Vive Liberta и Век Просвещения
При использовании материала просим ссылаться на данный пост и указывать его авторов.
© 2007
Tags: 18 век, 1810-е, 1820-е
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…