aum (nucisarbor) wrote in history_of_art,
aum
nucisarbor
history_of_art

Category:

Харменс ван Рейн Рембрадт. Портрет пожилого человека, 1667



Лучшие портреты написаны Рембрандтом, когда он перестал заботиться об имидже заказчика. В "Портрете синдиков", "Анатомии доктора Тюльпа" безупречна живописная канва: скатерть, страницы книги, лепка лиц. Но как портреты его самые успешные "бизнес-проекты" не имеют особой ценности.



На лицах - нарочитая торжественная доброжелательность, между персонажами нет диалога и сразу бросается в глаза, что писали их по отдельности, а потом поместили рядом.

Ранний Рембрандт допускает свое видение людей только в автопортреты и библейские образы. Заказы сковывают его портретный дар.
Зрелый Рембрандт пренебрегает условностями. Это прекрасно видно на примере "Портрета пожилого человека" из музея Маурицхейс в Гааге.  В глазах нет бликов. Лицо - поле битвы добродетелей и пороков, в нем проступает характер человека, не привыкшего и не умеющего себя стеснять.
Человек у Рембрандта - не существо, а явление. Он - летопись противоречий. Сегодня - жестокий хозяин, завтра - бесшабашный выпивоха и весельчак, послезавтра - старый кающийся грешник. И эти сегодня, завтра, послезавтра и сотни других дней переливаются в одном лице.
Библейский взгляд на ландшафт человека, на меняющуюся карту его мира - как много говорится без единого слова!
Вот так и получается, что человек Рембрандта - это слишком много. Ореол несовместимых противоречий не отсечен ради "существенного". А нам остается вглядываться, вдыхать, сочувствовать, радоваться и сокрушаться над тем, какие мы несовершенные, слабые, добрые, дурацкие - какие мы живые!




Tags: 17 век, Голландия, Рембрандт, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments