Виктор Солкин (victorsolkin) wrote in history_of_art,
Виктор Солкин
victorsolkin
history_of_art

Categories:

Ужасы нашего городка, или матрешка в Египетском зале

Не далее как вчера наша приятная компания востоковедов-антикваров-историков искусства, несмотря на дождь, заявилась в Государственный Музей искусства народов Востока по любезному приглашению уважаемой yukaito, собиравшейся всех вытащить из осенней слякоти в удивительное пространство Японии.
Ну да, я понимаю, что сотрудника, который занимается сайтом музея невозможно уволить, потому как никто не пойдет работать на его место за эти деньги. Но это не объяснение тому, что на сайте музея среди выспренных восторгов нет ни слова о том, что экспозиция Японии закрыта. Ничего. Г-жа Юкимори увлекательно повествовала о тех японских вещах, которые по какому-то "стечению обстоятельств" экспонируются в китайской и корейской экспозициях, благодаря уважаемому nikto001 мы прекрасно провели время, разглядывая иранскую миниатюру, а я тряхнул стариной и повспоминал обстоятельства многотрудной жизни Падмасамбхавы в залах тибетской экспозиции. Плюс к этому в музее проходит очень приятная выставка искусства стран тропической Африки. Что интересно.
Но главный сюрприз был не в этом.
В ГМИНВ открылся маленький проходной зал, посвященный Древнему Египту. И только было я порадовался экспозиции, состоящей из небольшого количества приятных набросков Ефимова, с храмами Нубии и Луксора, витрины с некоторым количеством памятников, планшета с низками бус и амулетов и одной коптской ткани, как впал в ступор. Ну черт с ним, с неверной подписью под изображением храма Рамсеса II в Герф Хуссейне. Но как в государственном музее в одной единственной египетской витрине может в центре стоять абсолютно фальшивая крышка от канопы, кондовая настолько, что ей можно колоть орехи на асфальте посредине базара Хан эль-Халили? По крайней мере, еще один "подлинник" - металлическая ручка с головой овна, лежащая на нижней полке все той же витрины и сделанная в конце XIX - начале XX века, в египтизирующем стиле, - симпатичная. И даже отдаленно похожа на известный инструмент, использовавшийся в церемонии "Отверзания уст и очей". На этом фоне то, что часть богов в амулетной низке неверно идентифицирована, кажется детской шалостью. По крайней мере, они - подлинные.
Памятуя о гордости, которая распирала главного научного сотрудника музея, доктора исторических наук, члена ВАК РФ (и т.д., и т.п.) С.Я. Берзину, которая является непосредственным хранителем и исследователем небольшой древнеегипетской коллекции ГМИНВ, сообщившую мне как-то, что "у нас тут Музей Востока", а не "клуб", невольно задаешься вопросом: может быть не "клуб", а сувенирный рынок? По крайней мере в этом, крохотном египетском зале. С десятком подлинных ушебти, даже имена владельцев которых не указаны. Зато тем, кто подслеповат или, может быть туп, этикетки умно так сообщают, что на ушебти - "сохранилась иероглифическая надпись". Про датировки я промолчу.
Кто знает, может быть сувениры и уйдут их экспозиции государственного музея, когда (очень не скоро), памятники будут хранить квалифицированные специалисты; специалисты, считающие себя квалифицированными, будут знать мертвые языки, а посредственные мероисты перестанут выдавать себя за египтологов . Тогда и появится недостижимое пока качество музейной работы.
Tags: Древний Египет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments