Ирена Белаш, Ярослава Хоменко (manon_gabrielle) wrote in history_of_art,
Ирена Белаш, Ярослава Хоменко
manon_gabrielle
history_of_art

Category:

ДОННА ДОНАТЕЛЛА=)

Мы тут решили (в свете предыдущего поста отчасти)пошутить, если никто не против. Это - шутка искусствоведа В.М. Клеваева (о нем - в нашем журнале).

Поводом для написания этой вымышленной «биографии» вымышленной супруги итальянского скульптора флорентийской школы Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди (1386-1466) послужила вывеска одного из новых магазинов на Печерске,в Киеве, мимо которого Вадим Михайлович проходил вместе со своим учеником. Увидев название фирмы – «Донателла», - Клеваев предложил своему спутнику «поэтическое состязание». Тот написал небольшое стихотворение, в котором задал "донне Донателле" вопрос о ее судьбе. Клеваев написал



Ответ донны Донателлы,
хозяйки одноименного торгового дома, на послание неизвестного почитателя


Мой юный друг, я очень польщена!
Посланье Ваше прочитала дважды.
В нем глубина и искренность видна-
Мне кажется, умны Вы и отважны.
Вы жаждете узнать, сдается мне,
Как от искусства я дошла до рынка,
Как очутилась в Вашей стороне
Прекрасная когда-то флорентинка.
И если уж продолжить мысль мою,
То Вас интересует, без сомненья,
В каких я отношеньях состою
С небезызвестным мэтром Возрожденья.

Мой друг, Вам одному я напишу,
Хоть память ворошить и не хотела…
Сама от Джотто я происхожу,
Ведь это я по мужу Донателла.
Как распинался в чувствах мой жених!
Я, так сказать, пошла ему навстречу,
Поскольку он вздыхал у ног моих:
«Я в мраморе тебя увековечу!
Венерою тебя изображу,
Наядой, нимфой на манер античный!».
О, как он врал, я до сейчас дрожу,
Мне, юной деве, к лести непривычной!
Мы поженились. Дальше что же – ничего!
Увы, как стали дни мои жестоки!
Года идут, а в мастерской его
Одни Давиды, путти и пророки.
Прошу бывало: «Изваяй! Ну что же ты!
Ведь обещал, ведь клялся, врал зачем-то!».
А он мне: «Тема женской красоты
Не отвечает духу Кватроченто.
Я б, может быть, такой сюжет и взял,
Но мне недавно объяснил Мазаччо,
Что выявлять гражданский идеал
Для нас сейчас важнейшая задача».
Я говорю ему: «Одетую ваяй!
Чего уж, ладно, я на все готова!».
А он опять мне строит нагоняй
И в мастерской своих путтят строгает снова!
Но дальше, - хуже: раз, средь бела дня,
Он оторвал себе заказ по блату,
И, бросив мастерскую на меня,
Уехал в Падую, ваять Гаттамелату.
Он целых десять лет его ваял!
А я его учеников кормила.
И чтоб семейный бизнес не пропал,
Я, как могла, искусству их учила.
Рисунок, лепка, я кругом одна!
С утра до ночи, целый день в работе.
Я до сих пор их помню имена:
Один – Вероккьо, а другой – Буонарроти.
Признаюсь, думала, раз так случилось, что ж,
Муж – на халтуре и притом далече,
С него, как видно, много не возьмешь,
Они мой образ пусть увековечат.
Но оба парня в муженька пошли,
Ко мне почтенья нету и для вида!
Модели, стыд сказать, себе нашли –
Тот – Коллеоне, тот опять – Давида!
Нет, чувствую, так жить я дольше не могу,
Оставлю все к чертям, Флоренцию покину,
Сбегу на край земли, в Московию, в тайгу,
А может даже и на Украину!
Не буду говорить, как я ушла.
Все повидала в жизни Донателла…
Но, милый друг, я точно поняла,
Что нас увековечивает дело.
В конце концов и я нашла свой шанс,
И в Киеве торговый дом открыла.
Вот это – настоящий Ренессанс!
Искусство – враки, а торговля – сила!
Да, я прошла большой и сложный путь.
Я – деловая женщина, я – профи!
Ко мне зайдите в офис как-нибудь,
Мы с Вами побеседуем за кофе.
Быть откровенной с Вами не боюсь,
Мой женский слог сурово не судите.
До встречи. С уваженьем остаюсь.

Постскриптум. Друга тоже приводите!



А ЕЩЕ У НАС ЕСТЬ НЕБОЛЬШОЙ КАТАЛОГ
Tags: 14 век, 15 век, Италия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments