Жена Дона Спиридона (filiffjonka) wrote in history_of_art,
Жена Дона Спиридона
filiffjonka
history_of_art

Category:

Раз уж пошли в ход списки

Списки, обязательные и дополнительные, по истории и теории искусства - вещь важная и полезная в умелых руках. Дополню предыдущий пост списком литературы по искусству и культуре средневековой Руси. Ничего секретного в том, что это список из методички по истории древнерусского искусства, составленной Л.И. Лифшицем, нет. Итак, по периодам:

Обязательная литература
Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993
История русской архитектуры. М.,1956.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т.1. М., 1961
Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII вв. М., 1987
Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993
Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996
История русского искусства. тт. 1-4, М., 1953-1962.
Русское декоративное искусство. М., 1965. Т.1
Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990
Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. М., 1984
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI–XV вв. М., 1973
Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976
Смирнова Э.С. Московская икона XIII–XVI веков. Л., 1988

Дополнительная литература

Введение.

Алпатов М.В. Всеобщая история искусства. М., 1955. Т. 3
Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. М.. 1967. Т. 1.
Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. М.. 1983
Буслаев Ф. О литературе. М.,1990
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М., 1995
Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси: 1920–1930 годы. М., 2000
Лазарев В.Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI –XV вв.) //Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 117–174
Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М.,1976
Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937
Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика XI–XVI веков. М., 1967
Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России. СПб., 1903;
Романов Б.А Люди и нравы Древней Руси. Л., 1947 (есть переиздание)
Cычев Н.П. Избранные труды. М., 1977 (далее – Cычев, 1977)
Тихомиров М.Н. Русская культура X–XVIII веков. М., 1968
Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1889–1899. Вып. 1–6
Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991
Формозов А.А. Страницы истории русской археологии. М., 1986
Художественно-эстетическая культура Древней Руси. М., 1996
Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. М., 1998.

Тема I. Искусство Киевской Руси

Высоцкий С.А. Золотые ворота в Киеве Киев, 1982
Каргер М.К. Древний Киев Л., 1961
Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971
Раппопорт П.А. Русская архитектура X - XIII вв.: каталог памятников Л., 1982
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси Л., 1986
Раппопорт П.А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры // Византийский временник. 1984 Т. 45 С. 185-191
Штендер Г.М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни новгородской Софии // Древнерусское искусство: проблемы и атрибуции М., 1977 С. 30-54
Вздорнов Г.И. Миниатюра из Евангелия попа Домки и черты восточно-христианского искусства в новгородской живописи XI–XII вв. //Древнерусское искусство: Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 201–222
Изборник Святослава. Сборник статей. М., 1977
Макарова Т.И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975
Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М., 1986
Николаева Т.В., Чернецов А.В. Древнерусские амулеты-змеевеки. М., 1991
Писарская Л., Платонова Н., Ульянова Б. Русские эмали XI–XIX вв. М., 1974
Сычев Н.П. Искусство Киевской Руси. Л., 1929 (переизд. – Сычев, 1977. С. 221–293).
Введение христианства на Руси. М., 1988
Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 1
Как была крещена Русь. М., 1989
Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001
Нидерле Л. Славянские древности. М. (1956), 2000
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990
Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. Сборник научных трудов. Киев. 1982
Петрухин В.Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998;
Плетнева С.А. Хазары. М., 1986
Подскальски Г. Христианство и богословская литература на Руси (988–1237). СПб., 1996
Путь из варяг в греки и из грек… Каталог выставки. Гос. Исторический музей. М.. 1996
Рогов А.И., Флоря Б.Н. Формирование самосознания русской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 96–119
Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 2001 (2-е изд.)
Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995
Франклин С., Шепард Д. Начало Руси: 750–1200. СПб., 2000.

Алешковский М.Х. Курганы русских дружинников XI–XII вв. //Сов. археол. 1960. № 1. С. 70–90
Даркевич В.П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе. X–XIII века. М., 1975
Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской //Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 65–115
Макарова Т.И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975;
Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М., 1986
Мурьянов М.Ф. Золотой пояс Шимона //Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973. С. 187–198
Никитенко Н.Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. Киев, 1999
Николаева Т.В., Чернецов А.В. Древнерусские амулеты-змеевики. М., 1991
Писарская Л., Платонова Н., Ульянова Б. Русские эмали XI–XIX вв. М., 1974
Пуцко В.Г. Шиферный рельеф их церкви Св. Ирины в Киеве //Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 287–292
Сычев Н.П. Искусство Киевской Руси. Л., 1929 (переизд. – Сычев, 1977. С. 221–293)
Церква Богородицi Десятинна в Киiвi. Ки?в, 1996; Poppe A. The Bilding of the Church of St. Sophia in Kiev //Journal of Medieval History. Amsterdam, 1981. Vol. 8. P. 15–66.

Тема II. Становление и развитие местных художественных традиций в эпоху образования на территории Киевской Руси самостоятельных государств – княжеств и феодальных республик

Комеч А.И. Композиция фасадов новгородских церквей //ДРИ: Художественная культура 10 – первой половины 13 вв. М., 1988
Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря Архитектурное наследство. 1958 М., 1958
Пескова А.А., Раппопорт П.А., Штендер Г.М. К вопросу о сложении новгородской школы // Советская археология. № 3.М., 1982.
Раппопорт П.А. Очерки по истории русского военного зодчества X - XIII вв. // Материалы и исследования по археологии СССР. № 52 М., 1956.
Раппопорт П.А. Русская архитектура на рубеже XII - XIII вв. // Древнерусское искусство: проблемы и атрибуции М., 1977 С. 12 - 29
Раппопорт П.А., Штендер Г.М. Спасская церковь Евфросиньева монастрыя в Полоцке // Памятники культуры: новые открытия. 1979 М., 1980 С. 459-468
Воронин Н.Н. Древнее Гродно М., 1954
Шевелев И. Ш. Пропорции и композиция Успенской Елецкой церкви в Чернигове. — АН. 1972. № 19, с. 32—42
Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев, 1982
Древний Новгород: прикладное искусство и археология. М., 1985
Воронин Н.Н. Древнее Гродно. М., 1954

Бочаров Г.Н. Черниговская чаша XII в. // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 293–306
Марголiна I. Кирилiвська цєрква в iстории сєрєдньовiчного Кiєва. Київ, 2001.
Балыгина Л.П., Некрасов А.П., Скворцов А.И. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980. С. 61 –76
Гладкая М.С., Скворцов А.И. Периодизация рельефов Дмитриевского собора во Владимире //Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 307–329
Сычев Н.П. К истории росписи Дмитриевского собора во Владимире //Памятники культуры: исследование и реставрация. М., 1959. В. 1. С. 143–175
Филатов В.В. Художественно-технологические особенности росписи Дмитриевского собора во Владимире //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 141–161
Воронин Н.Н. Смоленская живопись 12–13 веков. М., 1977
Яковлева А.И. Икона “Спас Златые власы” из Успенского собора Московского Кремля //Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 199–210
Янин В.Л. Еще раз об атрибуции шлема Ярослава Всеволодовича //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 235–244.

Тема III. Искусство эпохи татаро-монгольского владычества
(XIII – первая половина XIV вв.)

Борисов Н.С. Русская архитектура и монголо-татарское иго (1238-1300) // Вестник Московского университета. Сер. История №6 М., 1976 С. 63 – 79
Седов Вл.В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. во взаимосвязи с романо-готической традицией. Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 393-412
Каргер М.К. Новгород. Л., 1980.
Максимов П.Н. Церковь Дмитрия Солунского в Новгороде // Архитектурное наследство. 1962 № 14 С. 35 - 46
Максимов П.Н. Церковь Николы на Липне близ Новгорода // Архитектурное наследство. 1952 №2 М., 1952 86-104
Седов Вл.В. Церковь Спаса-Преображения на Ковалеве Новгородские древности В. V М., 2000 47-80
Седов Вл.В. Церковь Федора Стратилата в Новгороде Архив архитектуры В. IX М., 1997
Князевская О.А., Турилов А.А. Федоровское Евангелие. О времени создания и происхождении рукописи // Древнерусское искусство: XIV–XV вв. М., 1984. С. 128–140
Некрасов А.И. Возникновение московского искусства. М.. 1929
Рындина А.В. Памятники “палеологовского” стиля в московском серебре первой половины XV в. // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977. С. 1–12


Тема IV. Эпоха возвышения Москвы
(Вторая половина XIV – середина XV в.)

Альтшуллер Б.Л. Бесстолпные храмы XIV века в Коломне // Советская археология. 1977 М., 1977
Огнев Б.А. Успенский собор в Звенигороде на Городке // МИА. 1955 №44 С. 20 – 58
Огнев Б.А. Некоторые проблемы раннемосковского зодчества // АН. 1960 Т.12 С. 45-62

Андрей Рублев и его эпоха. Сборник статей /Под ред. М.В.Алпатова. М., 1971
Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV–XV веков. М., 1980
Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998
Ковалева В.М. Росписи в новгородской церкви Федора Стратилата //Средневековое искусство: Русь, Грузия. М, 1978. С. 145–157
Смирнова Э.С. Деисусный чин Благовещенского собора (Некоторые аспекты стиля) //Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 87–109
Стерлигова И.А. Ковчег Дионисия Суздальского //Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 280–303
Щенникова Л.А. Древнерусский высокий иконостас XIV – начала XV в.: итоги и перспективы изучения //Иконостас. М., 2000. С. 392–410
Щенникова Л.А. К вопросу о происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля //Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. С. 83–93.
Кольцова Т.М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998
Реформатская М.А. Северные письма. М., 1968
Smirnova E., Yamschikov S. Old Russian Painting/ Obonezhye Painting 14th – 18th centuries. L., 1974.

Тема V. Искусство периода сложения единого Русского государства.

Подъяпольский С.С. О малоизвестном типе папертей конца XV – начала XVI века // Российская археология. 1994. №3. С. 195 – 196.
Кавельмахер В.В. К вопросу о времени и обстоятельствах строительства церкви Рождества Христова в Юркине // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник 1995. М., 1996.
Давид Л.А. Церковь Рождества в с. Юркино // Реставрация и исследования памятникво культуры. М., 1982. В.2.
Максимов П.Н., Торопов С.А. Церковь села Чашникова Нарышкиных // АН. №18. М., 1969. С. 18-24.
Мельник А.Г. Новые данные об Успенском соборе Ростова Великого // Реставрация и архитектурная археология. В.1. С. 125-135.
Петров Д.А. Опыт иконографического анализа архитектуры новгородского Спасо-Преображенского Хутынского собора // Иконография архитектуры. М., 1990. С. 128-151.
Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой слободы. Владимир, 1995.
Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. М., 1988.

Тема VI. Русское искусство позднего Средневековья

Баталов А.Л. О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении "лишнего" престола // Сакральная топография средневекового города. Т.1. М., 1998. С.51-63.
Баталов А.Л. Особенности "итальянизмов" в московском каменном зодчестве рубежа XVI-XVII вв. // АН. В. 34. М., 1986. С. 238-245.
Баталов А.Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Федора Иоанновича Заказчик в истории русской архитектуры // Архив архитектуры. В. V. М., 1994. С. 117-140
Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле “Святая Святых” Бориса Годунова // Иерусалим в русской архитектуре. М., 1994. С. 154-173.
Баталов А.Л. Собор итальянизмов в московском каменном зодчестве рубежа XVI – XVII вв. // АН. М., 1986. В. 34. С. 238-245.
Ильин М.А. Русское шатровое зодчество М., 1980
Чижов С.С. Памятник шатровой архитектуры конца XVI в. (церковь с. Кушалино Калининской обл.) // Ежегодник музея архитектуры. 1936. М., 1937. В.1. С. 194-164.
Петров Д.А., Седов Вл.В. Каменное строительство в Новгородской земле в последней четверти XVI в. // Архитектура и история Пскова и псковской земли. 1989. Псков, 1990.
Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь М., 1964
Выголов В.П. О развитии ярусных форм в зодчестве конца XVII в. // Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964.
Гуляницкий Н.Ф. Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество XVI-XVII веков // АН. Т.28. М., 1980. С.52-64.
Гуляницкий Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI - первой половины XVII вв. // АН. №32. М., 1984. С. 32-45
Некрасов А.И. О стиле русской архитектуры XVII века // Труды секции истории искусства института археологии и искусствознания РАНИОН В.4 М., 1930 С. 138-149.
Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. М., 1960.
Трофимов И.В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры. Исследования и реставрация. М., 1961.
Филатов Н.Ф. Антип Константинов - каменных дел подмастерье XVII в. // АН. №28. М., 1980.
Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVI – XVII вв. М., 1976.
Алферова Г.В. Ансамбль Крестного монастыря на Кий-острове // АН. №24. М., 1976.
Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. М., 1966.
Попадюк С.С. Теория неклассических архитектурных форм. Русский архитектурный декор XVII в. М., 1998


Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1973
Маясова Н.А. Мастерская художественого шитья князей Старицких //Сообщения Загорского государственного историко-художственного музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. 3. С. 41–64
Розанова Н.В. Ростово-Суздальская живопись XII–XVI веков. М., 1970
Сарабьянов В.Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века //Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 164–217
Сидоров А.А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951
Соколова И.М. Мономахов трон. М., 2001
Чернецов А.В. Золоченые двери XVI в. М., 1992.
Маясова НА. Литературный образ Ксении Годуновой и приписываемые ей произведения шитья //ТОДРЛ. М.; Л., 1966. С. 294–310.
Силкин А.В. Вклады шитья Никиты Григорьевича Строганова в Сольвычегодский Благовещенский собор // Гос. Музей-заповедник “Московский Кремль”. Материалы и исследования: Искусство средневековой Руси. М., 1999. Вып. 12. С. 247–269
Сорокатый В.М. О датировке росписи собора Чуда архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря //Гос. Музей-заповедник “Московский Кремль”. Материалы и исследования: Искусство средневековой Руси. М., 1999. Вып. 12. С. 181 –198
Золото Кремля. Русское ювелирное искусство XII –XX веков. Каталог выставки. Мюнгхен, 1989
Мнева Н.Е. Изографы Оружейной палаты и их искусство украшения книги //Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954
Постникова-Лосева М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981
Алексеева М.А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII – начала XVIII в. // Русское искусство барокко. М.. 1977. С. 7–29
Алпатов М.В. Проблема барокко в русской иконописи //Барокко в России. М.. 1926. С. 81–92
Жидков Г.В. К постановке проблемы о русском барокко //Барокко в России. М.. 1926. С. 93–117
Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в. М., 1955;
Портрет петровского времени. Каталог выставки. Л., 1973
Русское медное литье. Сборник статей. М., 1993. Вып. 1–2
Селезнева И.А. К вопросу о постановке обучения в золотом и серебряном деле Москвы XVII в. //От Средневековья к Новому времени. М., 1984. С. 36–49
Тананаева Л.И. Сарматский портрет. М., 1979.
Tags: теория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments