Stasy (freken_stasy) wrote in history_of_art,
Stasy
freken_stasy
history_of_art

Category:

cappella dell'Arena (Падуя), Giotto

Джотто-гениальный художник своего времени, которое в Италии называют "периодом Данте и Джотто".
Его нельзя назвать художником Средневековья, но ещё и не Ренессанс. Часто это именуют ПротоРенессансом.
Сappella dell'Arena (Капелла дель Арена1305 год)- это прорыв в искусстве, который, к сожалению,был не сразу заметен.
Флорентиец Джотто поехал в Падую работать по заказу Инрико Скровене, который постройкой капеллы пытался замолить грехи отца. И лицо самого Инрико мы можем видеть в персонаже у трона в сцене Страшного суда. Никто до Джотто не писал лиц спонсоров в своих работах. Но не это главное новаторство.
Итак, фрески капеллы, написанные с технике гризале, расположены на 4-х вертикальных ярусах, которые делятся на 7 квадратов. В каждом квадрате- своя сцена. Читать их надо с верхнего левого угла вправо, каждый раз спускаясь на ярус ниже, когда сделали "круг". Верхний ярус- житие Богоматери, ниже- младенчество Христа, ещё ниже -смерть Христа, самый нижний (заметно меньше, чем верхние три)- добродетели и пороки.
Если говорить о технике, то тут впервые в истории появляется объем, глубина, сцены, как в театре.


Объем прост и активен. Могучие фигуры, которые с трудом вроде вписываются в архитектуру. Лица все ещё однообразны. Ещё присущ средневековый тип мира, когда важен не человек, а божественное, но уже передаются эмоции, настроения. Уже чувствуется дыхание Ренессанса. Джотто важно именно ощущение мира, а не то, что люди не похожи друг на друга.
появляется перспектива. Фрески перестают быть двумерными,как это свойственно византийской традиции. Кстати, расписывая после флореентийскую Санта Мария Новелла художники "не заметили" открытия Джотто. Церковь опять полна "двумерных" изображений.
Если в сцене для автора важнее эмоции, то у нас пропадает "пейзаж" или архитектура: утро после распятия , где Иоанн раскинул руки,как крылья птицы, Магдалена держит стопы Христа, скорбь в глазах Марии- жестами, глазами, руками Джотто прописывает эмоции, это так не характерно для художников его четырнадцатого века.
предательский поцелуй Иуды. С его протянутыми для поцелуя губами, низкий лоб, провалившиеся глаза- максимальное для постсредневекового автора передача характера. В то же время лицо Иисуса открыто. Да, нет сложных черт, опять почти все похожи друг на друга, как братья, но зато сразу видно эмоцию. Характер.
Джотто- монументалист, он берет только то, что ему надо в конкретной сцене. И мы можем сосредоточить внимание не эмоции или моменте жизни,который замер в момент его изображения. Перспектива в изображении архитектуры, внимательно прописанные интерьеры того времени, если сцена, как Благовещение, замерла в доме, или акцент на эмоциях и только нужных эмоциях.
Это такой шаг вперёд, который заметят только спустя большой период времени.
Tags: 14 век, Джотто, Италия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments