Сергеева Ольга-София (intuit_school) wrote in history_of_art,
Сергеева Ольга-София
intuit_school
history_of_art

Categories:

Джефф Кунс и симулякры в искусстве

Симулякр, или мэм – это знак, который не имеет реального означаемого. Он указывает не на реальность, а на цепочку других стоящих за ним знаков. Это указание на абсолютную поверхность, которую нельзя проткнуть, чтобы выйти в глубину. Глубина отменяется.

Если "генетический знак" указывает на предмет, то "мэметический знак" – только на самого себя. Его функция – не обозначать реальность, а тиражировать самого себя. Его способ существования идентичен компьютерному вирусу.
Мэм - это дутыш, но за ним стоит такая длинная цепь знаков, что это поистине свинцовый дутыш. Поэтому скульптуры Кунса – наилучшее буквальное воплощение мэма. Они выглядят невесомыми, но в действительности сделаны из стали и весят по нескольку тонн.


Скульптуры Джеффа Кунса. За картинки спасибо
lufer_lj

Симулякр – это чистая имитация, подобие, за которым нет оригинала, ибо тот затерялся где-то в лабиринтах культуры.
Симулякр указывает на мусор, которым забита культура и мозги людей. Некоторые считают, что мэмы симпатичны и безобидны. Но едва ли это так. В мэме скрыта наиболее эффективная узурпация.

Что делает визуальный образ-симулякр с психикой?

Симулякр - представитель Ничего. Тут надо отличить Ничего от Ничто.

Ничто сообщает, что бытия нет, и, таким образом, нет ничего.
А Ничего сообщает, что бытия нет, но вместо него есть Ничего.
И если авангард и модернизм утверждают Ничто, т.е. смерть, чистое разрушение, то масскульт и поп-арт утверждают Ничего - фикцию, как бы замещающую и компенсирующую (на бедность) отсутствие подлинного бытия.

В этом плане разрушительный модернизм более приемлем для психики. Потому что он, отнимая веру в бытие, оставляет право на подлинную смерть.
Симулякр же отнимает право на смерть.
Нет ничего подлинного – не только подлинного бытия, но и подлинной смерти. Мэм репрезентирует реальность как ленту Мебиуса, с поверхности которой нет выхода никуда - ни в бытие, ни в ничто. Это сансара без нирваны, замкнутый круг майи, «вечное возвращение того же самого» по Ницше, безвыходный биологический цикл.

Поначалу симулякры выглядели безобидно, игрушечно, ведь они были знаками, которые ничего не означали. Но прошло немного времени, и они стали знаками, означающими ничего. Вот такая семантическя метаморфоза. Уже нельзя сказать, что конфетки Кунса ничего не означают. Они вполне себе означают. Что же? Ничего.
"Ничего" стало обладать онтологическим весом благодаря засилью симулякров. И теперь мы уже не можем сказать, что ничего - нет. Ничего - есть. И более того, скорая победа симулякра будет означать, что только Ничего и есть. Скорее, ничего другого нет, а Ничего как раз есть, и его становится все больше и больше.


Скульптуры Д.Кунса в Берлинской галерее. Фотографии взяты из журнала molochnikov

У симулякра вполне уважаемая история. Он начинается с нормального академизма, потом переходит в салон, и, по мере того, как смысл все более испаряется, оставляя только поверхность, постепенно облегчается до Ничего.
Идея симулякра принадлежит Бодрийяру, а идея мэма - Ричарду Докинзу (книжка "Эгоистичный ген")

Мэмы – это хорошо-структурированные-знаки (ХСЗ). Они организуют культурно-идеологический процесс наиболее эффективным образом. Мэм полностью узурпирует витальную энергию культуры и помещает ее в готовые формы, которые начинают «работать», т.е. тиражировать сами себя.
ХСЗ – основная информационная единица масс-медиа и шоу-бизнеса. Они одержимы поисками ХСЗ - шлягера, мотива, узнаваемого образа, который будет фиксироваться в сознании максимально прочно. Чем более навязчивым может быть образ, тем он успешнее и тем дороже стоит, а его автор признается наибольшим профессионалом.

Если древние культуры – индуизм – знали понятие майи всегда, то белые познакомились с этой КАК БЫ реальностью только с наступлением эпохи тиражирующей визуальной техники. И до сих пор еще не осознали ее полностью. Мы контактируем со знаками, которые давно ничего не значат, и уже даже не скрывают этого, как не скрывает Кунс, к примеру.

Теперь реальность может представать в трех модусах: бытие (жизнь), ничто (смерть) и имитация (фикция). Именно последнюю отражает масскульт и поп-арт посредством мэма и симулякра.

Тоталитаризм мэма и симулякра состоит в следующем послании:
«Да, мы фикция, нас не существует. Но и помимо нас не существует ничего. В том числе и вас.»
Tags: 20 век, 21 век, скульптура, теория
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments