Дмитрий Евтушенко (evtushenko75) wrote in history_of_art,
Дмитрий Евтушенко
evtushenko75
history_of_art

Categories:

Илья Ефимович Репин. Большевики. 1918 г.


Так уж получается, что каждый день я открываю для себя новые работы Репина. А, казалось бы, самый хрестоматийный художник. Впервые я узнал о существовании этого холста из уст Глазунова аж в 1993 году, когда он проводил занятия по композиции. Он побывал незадолго до того дома у Ростроповича, где и увидел эту картину. Причем в устах Ильи Сергеевича ее название звучало так: "Солдаты Троцкого отбирают у мальчика хлеб". Возможно, сам Репин дал ей такое название. А возможно, что и Глазунов. Помнится, разговор шел о том, каким, дескать, непоследовательным был Илья Ефимович. Сперва "Бурлаков" писал,"Отказ от исповеди", в 1905 году откликнулся "Царской виселицей" и "Красными похоронами". А когда красные пришли, вон как развернулся на 180 градусов. Я и тогда, и сейчас далек от этой идеологизированной логики "красные-белые". Думаю, что Репин был элементарно на стороне тех, кто казался ему слабее. Но речь не об этом. Хрестоматийный Репин заканчивается обычно "Государственным Советом" и этюдами к нему. А, между тем, он еще целых тридцать лет прожил. И работал очень интенсивно. То есть, столько же, сколько длился известный нам период его творчества, начинающийся "Воскрешением дочери Иаира". Все эти работы находились в "Пенатах", отошедших в 1918 году Финляндии. После смерти Репина его дети жили тем, что распродавали его работы. В основном, они оседали по частным собраниям Европы, время от времени появляясь на аукционах. Они теперь и у нас появляются на антикварных салонах и в галереях. И исчезают. Видимо, на одном из таких аукционов и приобрел Ростропович "Большевиков". Как известно, после его смерти коллекцию выкупил Алишер Усманов, и ныне она находится в Константиновском дворце.
Почему-то искусствоведы, даже Грабарь, традиционно считают поздние картины Репина откровенно слабыми, неряшливыми, подчас безвкусными. Особенно, в сравнении с его ранним и зрелым периодом. То есть, напрочь отказывают Репину в праве на творческий эксперимент. Мне же думается, что его величие именно в том, какой путь он проделал, как трансформировался его язык. Сравнить, хотя бы, эту работу с "Садко" или "Царевной Софьей". Если судить с позиций академизма, конечно же у позднего Репина и "рисунок рыхлый", и "живопись вялая". Примерно такими словами и пишет Грабарь. А мне кажется, чем дальще, тем больше в репинской манере стало свободы и раскрепощенности. И в композиции, и в пластике. Вплоть до гротеска. Другое дело, что очень долго он был, по его же собственным словам, "обожателем натуры до рабства". Причем до сих пор непревзойденным. И не так-то просто было ему сделать шаг в сторону. Эксперименты он начал уже после шестидесяти лет, работая левой рукой.
Tags: 1910-е, 20 век, Россия, живопись
Subscribe

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Сквер имени Низами Гянджеви в Санкт-Петербурге.

    Па́мятник Низами́ Гянджеви́ — выдающемуся поэту, классику персидской поэзии, уроженцу Гянджи, находится в Санкт-Петербурге, в сквере,…

  • Из жизни кариатид

    На Акрополе Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Сквер имени Низами Гянджеви в Санкт-Петербурге.

    Па́мятник Низами́ Гянджеви́ — выдающемуся поэту, классику персидской поэзии, уроженцу Гянджи, находится в Санкт-Петербурге, в сквере,…

  • Из жизни кариатид

    На Акрополе Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой…