AUM (nucisarbor) wrote in history_of_art,
AUM
nucisarbor
history_of_art

Дж. М. Уильям Тернер. Первозданная стихия

Возможно, если бы Джозеф Мэллорд Уильям Тернер писал свои картины в 10-х годах ХХ века, его творчество было бы объяснить легче. Но писать так, как он писал в начале XIX века - вещь почти немыслимая. Он начинал как пейзажист клод-лорреновского толка: пейзаж - идиллия, утерянный рай, соразмерность и равновесие творения божеского и человеческого. Не то чтобы райская гармония перестала быть ему интересна. Просто Тернер фундаментально пересмотрел философию мироздания.




С пуссено-лорреновской соразмерностью было покончено. Что случилось с Тернером? В какой момент он понял, что человек - не центр и не цель мироздания, что он не находится в эпицентре мировых событий? Как бы то ни было, Тернер переосмысливает вселенную на романтический лад. Какова его романтическая философия?



Природа предстает у Тернера не в каком угодно виде, не в любом состоянии, но именно в том положении, в каком она вызывает сильные чувства. Снежная буря, шторм, пожар, огромные грозовые тучи, густые туманы... Природа неподвластна человеку и несоразмерна ему. Непрерывный форс-мажор, космически величественный, но без брюлловского катастрофизма. В этих гигантских волнениях, бурях и штормах нет "карающей длани", нет библейского наказания и вообще вызова человеку. Наоборот - в них есть могучая гармония, неохватное величие, дух сотворения мира у нас, случайных свидетелей, на глазах.



Поэтому и события исторические, и вполне конкретные пейзажи часто толкуются Тернером как момент столкновения, равновесия, смешения великих стихий мироздания. Тернер сочетает экспрессивный, "фовистский" пастозный мазок с тонкими лессировками. Кажется, проживи он на десять лет дольше, он довел бы свою живопись до абстрактного экспрессионизма в духе Марка Ротко или Джексона Поллока. Энергия его пейзажей такова, что прорывает форму пейзажа.



Стихии породняются до полного слияния. Воздух, вода, огонь, тучи, свет, земля - модусы единой пра-материи, первородного хаоса. Следствие этого - призрачность, текучесть, неверность всякой предметности и любого материального устройства.




Это касается и людей. Люди у зрелого Тернера не представляют отдельной значимой величины, они - текучие сгустки света и тени. Не покорители, не жертвы - только зыбкие капли хаоса. Они сотканы из сытного тумана, как деревья, птицы, животные.



Тернер чрезвычайно любит воронкообразную, завихряющуюся, затягивающую композицию. И Всемирный потоп, который воплощен в его картинах - не трагедия или, по крайней мере, не пугающая трагедия. Это возвращение к первозданной, всепоглощающей основе, к божественному величию и всепородняющей силе.



Живые существа похожи на колеблющиеся отражения в воде.



И вся эволюция его творчества - в направлении абсолютной беспредметности: дочеловеческой, доландшафтной, домировой. Апокалипсис - не конец света, а начало его полноты.

Tags: 1810-е, 1820-е, 1830-е, 1840-е, 19 век, Англия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments