polina_leto (polina_leto) wrote in history_of_art,
polina_leto
polina_leto
history_of_art

вилла д`Эсте (часть 2)

Photobucket

Парк виллы д`Эсте, почти квадратный в плане, занимает территорию более трех гектаров на своеобразном плато, ограниченном с юга и востока высокими террасами, а с запада - довольно крутым обрывом, с края которого открывается захватывающий вид на бескрайнюю равнину, раскинувшуюся вплоть до Рима. Трехэтажное на цокольном основании здание виллы, возвышаясь над парком, задает главную доминанту всего ансамбля.
Тема фресок, о которых речь шла ранее, связана с античной историей Тиволи и необыкновенной природой этих мест. Она продолжиться и в парке виллы. Устроенного по всем законам итальянского сада где гормонично слиты природа и искусство. Сад расположен на террасированном склоне. Водные устройства образуют композиционные центры сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Дворец планировочная доминанта сада, на которую ориентирована средняя аллея – центральная ось, идущая с севера на юг и выполняющая роль одной из главных осей регулярно спланированного зеленого массива.
Двойная лоджия (1566 - 68 гг) с двумя лестницами по обеим сторонам восходит к проектам Микеланджело для Капитолийского холма. Под лоджией расположен грот Дианы.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Нимфей в форме креста перекрыт крестовым сводом, созданный в 1570-72 гг. болонскими мастерами Лола и Паоло Каландрино, утратил полностью свои античные статуи, оказались также поврежденными большие лепные барельефы, покрытые мозаикой. Грот посвящен Диане, богине охотнице. В этом декоративном ансамбле доминируют большие барельефы со сценами из Метаморфоз Овидия. Майоликовый пол украшают лилии и золотые яблоки из гербовой символики рода д`Эсте.

Photobucket

Далее ось продолжается Фонтаном "Драконов" и Ротондой Кипарисов расположенных на следующей террасе парка. Фонтан Драконов - важнейший композиционныый узел на главной оси. Расположенный на площадке ниже подножия дворца, образует мощный вертикальный акцент. Согласно проекту фонтан должен был быть украшен стоглавым драконом Ладоне, хранителем садов нимф Гесперид, у которых Геракл похитил золотые плоды; однако, были реализованы только четыре дракона, напоминающих герб папы Грегория XIII, посетившего виллу в 1572 году. Замечательный спектакль воды большего бассейна дополнялся звуковыми эффектами, к сожалению, утраченными.

Photobucket

Photobucket

Достопримечательность сада-две поперечные оси. Верхняя-Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м., окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Проект разработал Пирро Лигорио, был реализован в 1565-71 годах. Три параллельных канала идут один над другим. Фонтан символизирует русла тибуртинских рек Альбунео, Эркуланео и Аниене. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой-площадкой Торжествующий Рим.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Фонтан "Тиволи", называемый также фонтаном "делль'Овато", расположен на второй террасе парка был создан мастером Курцио Маккароне в 1564 -70 годах по проекту Пирро Лигорио. Полуовальный водоем охвачен полукруглой галереей с широкими арками. Десять нимф из серого вулканического туфа держат вазы, из большой чаши струится впечатляющий каскад, над которым вздымаются струи воды в форме лилии. Среди водоема как бы плавает полураскрытая раковина, из которой выглядывает наяда.

Photobucket

Над заросшими мохом и вьющимися растениями теперь полуразрушенными гротами высится искусственная туфовая скала. В расселине скалы виднеется статуя Сивиллы, римской богини, прорицательницы судьбы. Из-под ног богини струится широкий каскад вод, отвесно падая в тихие воды пруда. Бурный каскад и спокойная поверхность зеленого сонного водоема создают неповторимый контраст.
Фонтан "Тиволи" входит в состав сложного иконологического плана, разработанного архитектором Пирро Лигорио, включающего аллею Ста Фонтанов и фонтан "Рометта". Это аллегория природы окружающей территории с изображенией тибуртинской горы, искусственно созданные пещеры и изображение рек.
Позади искусственной горы представлен миф о крылатом коне Пегасе, который прилетев на Парнас, ударил копытом в гору, и возник источник Ипокрена, из которого черпали вдохновение Музы Искусства. Тибуртинская гора при этом ассоциируется с Парнасом: это значит, что в Тиволи, благодаря покровительству и меценатству кардинала Ипполито д'Эсте, возникают источники и расцветают искусства.

Длинная аллея 100 фонтанов объединяет Фонтан Тиволи с Фонтаном Рима. Эта аллея подводит нас к группе фонтанов, расположенной в нижней части парка.

Photobucket

Photobucket
Называющаяся "Рометта" ("Малый Рим"), эта группа включает и себя небольшие воспроизведения античных памятников, исполненные в экспрессивно-романтической манере, явно предвосхищающей грядущее барокко.
Фонтан "Рометта" создан в 1567 - 70 гг мастером Курцио Маккароне по проекту архитектора Пирро Лигорио завершает символический маршрут, разработанный Лигорио: воды трех рек, берущих начало на Тибуртинской горе - Фонтана Тиволи, текут к равнине и впадают в Тибр у Рима, изображаемого здесь в образе фонтана "Рометта", расположенного по оси к вечному городу, Следуя слева направо, метафора начинается с искусственной горы добавленной в первой половине XVII века и каскада воды, падающей с высоты скал, где находится гипсовая статуя речного бога Аниене; в другом гроте находится Аппеннино; далее, внизу, воды Аниене вливаются в Тибр, символизируемые мраморной статуей в гроте справа; отсюда воды текут к кораблику с обелиском, символизирующим остров Тиберина; серия небольших зданий, расположенных полукругом по терассам, и большей частью утраченных, представляли холмы Рима с основными памятниками.

Photobucket

На краю терассы, по оси с Тибуртинской Сибиллой в фонтане делль'Овато, сохранились некоторые статуи; Победоносный Рим и Волчица, кормящая молоком близнецов Ромула и Рема выполненные фламандцем Пьера де ла Моте. С террасы открывается вид на панораму Рима вдали.

Photobucket

Нижняя поперечная ось представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается фонтаном "Водяной орган", откуда в бассейн с высоты 15 м падает водопад.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket


Называемая "Водяным органом" композиция воспринимается как самый звучный аккорд в теме воды. Этот фонтан, реализация которого началась в 1568 году по проэкту Лигорио, знаменит своим гидравлическим органом созданным французскими мастерами Люком Леклерком и Клодом Вернаром. Работы над фонтаном продолжились в начале 17 в. когда первичный замысел был несколько изменен.

Photobucket

Фонтан Богини природы или "Дианы Эфези"
Статуя созданная в 1568 году по проекту Пирро Лигорио была перенесена к стене парка от Фонана Органа в 1612 году. Иконография богини восходит к античным статуям. Диана охраняет парк и олицетворяет созидающую природу.

Вилла д`Эсте стала местом встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Ее не раз воспел в своих стихах итальянский поэт Тассо. Но время нищадит ничего, в XVIII в. блистательная вилла пришла в упадок. Начался длительный период запустенья.

Photobucket

Таинственную прелесть и грусть запущенных садов и развалин до нас донесли каритны Фрагонара. Деревья разрослись столь бурно, что видны лишь зеленные волны их громадных крон. Помимо упадка вилла пережила несколько разграблений в это время она лишилась некогда обретенного античного наследия. В начале XX в. комплекс перешел в собственность итальянского государства, наступило время долгой реставрации. С 2001 года этот дворцово-парковый ансамбль был занесен в список защиты наследия ЮНЕСКО, он был признан одним из лучших парков Европы.
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, Италия, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments