Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Скульптура Парфенона в Британском музее. Часть первая: метопы.

Одно из главных сокровищ Британского музея – скульптура Парфенона. Вывезенные в начале 19 века из Греции лордом Элджиным статуи и рельефы до сих пор – предмет спора между двумя странами. Разграбление Парфенона было осуждено еще современниками Элджина. Но нельзя не признать, что если бы эти произведения остались на своем месте, они превратились бы в руины. В Британском музее скульптура экспонируется идеально. Только здесь можно оценить все художественные особенности пластики школы Фидия. Первое что поражает, когда рассматриваешь метопы, - свобода пластического языка. На этом этапе развития пластики – для скульпторов нет ничего невозможного.

Кентавромахия



Метопы выполнены в высоком рельефе, поскольку находились над колоннами, чередуясь с триглифами. Темами триглифно-метопного фриза были гигантомахия – битва олимпийских богов с гигантами, кентавромахия – битва греков-лапифов с кентаврами, амазономахия – битва греков с амазонками и сцены из троянской войны. Итак, сначала утверждается небесная иерархия; затем люди вступают в бой с дикими существами, кентаврами – полулюдьми-полуживотными; потом греки сражаются с варварами; наконец, они вступают в битву с равными им героями.
К сожалению, кроме кентавромахии, находившейся на южной стороне храма, остальные метопы, оставшиеся на Акрополе, сейчас уже неразличимы:


Парфенон

Сражение, которое изображено в метопах, началось во время свадьбы царя племени лапифов Пирифоя. На свадьбу были приглашены кентавры. Напившись вина, они бросились на женщин. На одном из рельефов мы видим немолодого кентавра, прижимающего к себе гречанку и старающегося ускакать вместе с ней:

Кентавромахия

На других кентавры и лапифы изображены в разгар борьбы. Вот кентавр стремится схватить противника за горло, а грек наносит ему удар:

Кентавромахия

А вот еще более яростная сцена: кентавр замахивается, а лапиф останавливает его руку и отпихивает его ногой:

Кентавромахия


Кентавромахия


Не во всех сценах побеждают греки. На одной из метоп торжествующий кентавр несется над поверженным противником:

Кентавромахия


Но преимущество греков неоспоримо: в большинстве композиций – победа на их стороне:

Кентавромахия

Скульптурный ансамбль Парфенона создавался под руководством Фидия в середине 5 века до н.э. Над рельефами работали разные мастера. Среди них были более и менее опытные. Композиция одних рельефов построена более слаженно, другие кажутся менее гармоничными. Чаще всего, даже в книгах об искусстве Древней Греции, воспроизводится одна или две метопы. Но нашего внимания, безусловно, заслуживают все:

Кентавромахия
Tags: Древняя Греция, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments