ziggyibruni (ziggyibruni) wrote in history_of_art,
ziggyibruni
ziggyibruni
history_of_art

ГРАФИЧЕСКИЕ РАКУРСЫ ВОЙНЫ



Леонид Сойфертис. Зенитки в парке из серии «Оборона Севастополя». 1944

«Александр Дейнека и Леонид Сойфертис художники разные, несмотря на то, что оба принадлежат, примерно, одному творческому поколению XX века. Так, размах художественных устремлений первого универсален и трудно обозрим, второй отличается приверженностью собственной достаточно камерной творческой нише журнальной, станковой и книжной графики.
Возможно, потому различна и та роль, которая отводится военной теме в творческой практике этих мастеров. У Дейнеки она может рассматриваться как один из многих интересных разделов его искусства, хотя именно графическая его часть остается на сегодняшний день еще мало освоенной. Что касается Сойфертиса, то у него тема войны занимает одну из ключевых и лучших страниц его художественной деятельности. Объяснение этому отчасти может проистекать из простых биографических фактов: Дейнека был только дважды на короткое время командирован в зону боевых действий, в то время как Сойфертис практически всю войну прошел военным художником фронтовых газет.
Подобное различие внешних обстоятельств неизбежно должно было повлечь за собой и несхожие ракурсы восприятия военной действительности. Для Дейнеки относительно непродолжительные, но исключительные по силе воздействия фронтовые впечатления отозвались в его творчестве подчас жуткими в своем экспрессивном натурализме зарисовками, странно не вписывающимися в привычную для нас эпическую интерпретацию военной темы в советском искусстве. При этом откровенный драматический гротеск его рисунков нередко парадоксальным образом соседствует с образно-пластическими мотивами ампирно-барочной классики (о чем свидетельствуют, например, аллегорические фигуры Славы или Смерти, сопровождающие реальные сцены атак или осеняющие своим присутствием поля сражений). Подобный экспрессионистский ракурс военной графики Дейнеки, нередко населенной фантазийными, почти сюрреалистическими образами, прослеживается и в изображении сцен, связанных с жизнью тыла, где мальчишки, играющие черепом в футбол, показаны в рамках обыденной жанровой сцены.
В совершенно ином аспекте развивается военная тема у Сойфертиса. Ожидая от него как закоренелого фронтовика показа эффектных батальных композиций или динамичных боевых действий, мы неожиданно погружаемся в мир теплого юмора, веселых переживаний, забавных сюжетных положений и даже романтических интонаций. В его графических сериях о войне можно встретить и матроса, тщательно бреющегося в краткое затишье между боями, и ребенка, делающего первые шаги посреди развалин, и увлеченно прихорашивающихся регулировщиц, и играющих в солдаты детей. В отличие от Дейнеки, стремящегося практически в каждом из военных набросков и зарисовок создать предельно обнаженный в своей остроте символ военной трагедии, Сойфертис бережно и неторопливо, хотя не менее выразительно и точно фиксирует те бытовые моменты, которые повествуют о неистребимом течении и утверждении жизни даже перед лицом или на пороге смерти».

Е. Грибоносова-Гребнева
ПОДРОБНЕЕ
Tags: 20 век, графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments