art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Category:

Костюмы Дягилевской антрепризы на выставке в Москве

 20 мая во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве откроется выставка костюмов дягилевской антрепризы 1909-1929 годов из крупнейшего частного собрания Ольги и Айвора Мазур (Великобритания). По случаю 100-летия "Русских сезонов" в Москву приедут никогда ранее не экспонировавшиеся костюмы к знаменитым балетным постановками "Русских сезонов" – "Весна Священная", "Жар-Птица", "Синий бог", "Песнь соловья" и "Шахерезада". Костюмы, отобранные для выставки в Москве, созданы по эскизам Льва Бакста, Николая Рериха, Александра Головина и Анри Матисса.

 "Русские сезоны" Дягилева – художественное явление, вышедшее далеко за рамки какого-либо одного жанра – это больше, чем театр, балет или изобразительное искусство, это воплощенная мечта о синтезе искусств и, быть может, один из самых коммерчески успешных проектов в области искусства за последние 100 лет. На протяжении двадцати сезонов – с 1909 года и до смерти Сергея Дягилева в 1929 году – сначала Париж, а затем и остальная Европа, рукоплескали русским танцовщикам, хореографам, композиторам и художникам, и это был, пожалуй, единственный исторический момент, когда Россия влияла на искусство Европы, а не наоборот. Стиль "а ля рюс" проникал повсеместно – от коллекций одежды модных домов до ювелирных изделий Cartier и Van Cleef &Arpels, не говоря уже о живописи и скульптуре, но русский акцент "парижской школы" – это совершенно отдельная история. Благодаря продюсерскому (в самом современном понимании этого слова) таланту Сергею Дягилеву удалось объединить в одно время и в одном месте целое созвездие имен, в том числе открытых им. Танцовщики и хореографы Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Леонид Мясин, Серж Лифарь, Джордж Баланчин, малоизвестный тогда еще композитор Игорь Стравинский, художники объединения "Мир искусства" Лев Бакст и Александр Бенуа, а также авангардисты Наталья Гончарова и Михаил Ларионов создавали, как писал в своих воспоминаниях Жан Кокто, "праздники, которые перевернули Францию и увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса". Позднее в качестве декораторов Дягилев стал привлекать известных европейских мастеров – Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Матисса, Коко Шанель и других. 

Сто лет назад средства фиксации происходящего были, по нашим современным меркам, весьма ограничены. Рисунки костюмов и декораций, фотографии и воспоминания современников – вот практически и все, что нам осталось. На этом фоне реальные костюмы, бывшие неотъемлемой частью тех постановок, – самая яркая и живая часть наследия дягилевских сезонов.

Подписи к иллюстрациям:

Костюм служанки храма из балета "Голубой бог". Выполнен по эскизам Льва Бакста.

 
В костюме отмечается характерное для художника цветовое решение, построенное на сочетании насыщенного бордового с бирюзовой отделкой, с добавлением вышивки золотом.

Костюм стража из балета "Жар-птица". Выполнен по эскизам Александра Головина.

Костюм придворной дамы из балета "Песнь соловья". Выполнен по эскизам Анри Матисса. 
Известно, что цветы на этом костюме Анри Матисс рисовал сам, чтобы показать костюмерам, какого эффекта он хочет добиться от них при изготовлении следующих костюмов по его эскизам.



Выставка открыта в Музее декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3) с 20 мая по 19 июля.
Tags: 1900-е, 1910-е, 1920-е, декоративно-прикладное искусство, модерн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments