Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Аппиева дорога

«И теперь, как и тогда, <…> приближающийся к Риму путешественник расстается с одним миром и находит другой. Вечность Рима не вымысел – его окружает страна, над которой время остановило свой полет и сложило крылья. Исторический день здесь никогда не наступал, здесь брезжит рассвет нашего бытия».
П.П.Муратов. «Образы Италии», т.2, М.,1994,стр.97.

Аппиева дорога



Древний Рим, в отличие от Древней Греции, я полюбила сразу, на первом курсе. В память навсегда впечатались главные образы Рима, среди которых одно из главных мест занимали камни Аппиевой дороги. Свое первое сознательное, а не случайное путешествие за границу я совершила в Италию. Тогда же из окна автобуса я увидела Царицу дорог впервые. Только камней не было, поскольку на этом участке она была залита асфальтом. Долгожданная прогулка по Аппиевой дороге состоялась уже во время моего четвертого посещения Рима.
Мы добрались на рейсовом автобусе до Капо ди Бове (так именуется гробница Цецилии Метеллы, поскольку на опоясывающем ее фризе изображены головы быков) и пошли по пустынной утренней дороге, окаймленной пиниями и кипарисами, в сторону от Рима. Вот и настоящие камни:

Камни Аппиевой дороги


«В 312 г. до н. э., когда в Риме цензором был Аппий Клавдий, построили водопровод и дорогу; оба этих сооружения навеки сохранили его имя.
Римляне называли Аппиеву дорогу (Виа Аппиа) царицей дорог, так как это была первая вымощенная камнем дорога в истории Италии; она вела на юг и сначала соединила Рим с Капуей, а потом ее продолжили до Беневента и Брундизия. В конце III — начале II в. до н. э. ее усовершенствовали, придав ей конструкцию, сохранившуюся до наших дней: хорошо утрамбованную землю залили бетоном из мелкого щебня с крепким цементом, поверх поместили еще один слой бетона с гравием и на этот второй слой, пока он еще не затвердел, положили гладкие крупные базальтовые плиты, утопив их неров¬ные основания в бетоне. Эта трехслойная конструкция, имеющая небольшую выпуклость в центре (чтобы вода стекала к краям дороги), достигает в высоту 90 см (толщина современных шоссе не более 60—70 см). В течение веков римляне построили множество дорог; время показало, что их долго¬вечность в сто раз выше, чем у наших шоссе. Аппиева дорога, самая старая из всех, работает до сих пор, только теперь ее базальтовые плиты почти везде залиты асфальтом, а называется она Antica (древняя) в отличие от новой, проложенной параллельно ей (via Appia Nuova); дорога, соединяющая их, называется via Appia Pignatelli, так что теперь Вечный город имеет три Аппиевых дороги.
Вдоль древней «Царицы дорог» со временем воздвигли множество мавзолеев, ибо в перенаселенном Риме пришлось ликвидировать кладбища в черте города и умерших стали хоронить вдоль дорог».
Е.В.Федорова. Знаменитые города Италии. М., 1985, стр.29

Аппиева дорога

Первый же дом, который мы встретили, сразу привлек внимание к своим стенам, сложенным из камней, выломанных из старых гробниц:

Дом на Аппиевой дороге

Стена из обломков

А затем стали появляться гробницы. Вот гробница Хиллария Фуска с пятью портретами:

Гробница Хилария Фуска

Вот гробница Фронтисписа и гробница Гирлянд:

Гробница Фронтисписа и гробница Гирлянд

А эту стелу именуют гробницей Героического рельефа. За ней расположилась воинская часть:

Гробница "Героического рельефа"

Посвятительную надпись сохранила гробница Сикста Помпея Справедливого, раба, получившего свободу в 1 в.:

Гробница Сикста Помпея Справедливого

Мы прошагали несколько километров по дороге, любуясь свежестью полей, пиниями и кипарисами, наслаждаясь безлюдьем и тишиной. Потом повернули назад, чтобы поближе рассмотреть мавзолей Цецилии Метеллы:

Гробница Цецилии Метеллы

Эта приземистая башня 1 в. до н.э., облицованная мрамором, когда-то вероятно имела конусообразное завершение. Его сломали в Средние века, когда мавзолей вошел в состав замка Каэтани и стал использоваться как крепостная башня. Именно тогда появились «ласточкины хвосты»:

Гробница Цецилии Метеллы

В стену гробницы вмонтированы остатки рельефов, а в самом мавзолее устроен маленький музей:

Рельефы у гробницы Цецилии Метеллы

Рядом с гробницей Цецилии Метеллы в 312 году император Максенций соорудил огромный цирк. Его арена имеет длину 482 м и ширину 79 м. Вокруг арены на искусственных субструкциях расположено десять рядов для зрителей. Их могло быть 15 тысяч:

Цирк Максенция

Между башнями, которые частично сохранились, находились карцеры – стартовые стойла для лошадей:

Цирк Максенция

На этом же участке дороги находятся и христианские памятники. К сожалению, в катакомбы мы не попали, но полюбоваться развалинами готической церкви Св. Николая смогли.

Церковь Св. Николая
Tags: Древний Рим
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…